Об участии кубанской делегации в XX Рождественских чтениях в Москве
» » Об участии кубанской делегации в XX Рождественских чтениях в Москве

Об участии кубанской делегации в XX Рождественских чтениях в Москве

С 22 по 25 января 2012 года в Москве состоялись XX Международные Рождественские образовательные чтения. Кубанская делегация была одной из самых многочисленных – 60 чел. Из них  около 40 педагогов под руководством Елены Викторовны Воробьёвой, начальника управления общего, дошкольного образования, и Веры Николаевны Басий, старшего преподавателя кафедры обществоведческих дисциплин ККИДППО. В состав делегации вошли наиболее активные муниципальные координаторы ОПК, преподаватели, сотрудники территориальных методических служб, курирующие ОПК, члены епархиального отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии, участники и финалисты конкурса «За нравственный подвиг учителя». На заседании координационного совета в декабре 2011 было решено подойти  к участию в данном важном мероприятии не формально. Для этого заранее все участники были распределены по секциям, чтобы максимально охватить все направления Чтений.

От Екатеринодарской епархии участниками чтений стали священнослужители, проректор ЕДС Шахбазян Марина Анатольевна, архимандрит Трифон, руководитель епархиального отдела социального служения, сотрудники телекомпании «Отчий дом».

23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось торжественное открытие XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». В президиуме форума присутствовали: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, прибывший в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла для участия в Рождественских чтениях; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп; а также председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; заместитель министра культуры РФ А.Е. Бусыгин; заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов; заместитель мэра г. Москвы А.Н. Горбенко; президент Российской академии образования Н.Д. Никандров.

Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом:

«Уважаемые представители государственной власти! Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех собравшихся для участия в работе ХХ Международных Рождественских образовательных чтений. Рождественские чтения — это важный церковно-общественный форум, в ходе которого мы ежегодно подводим итоги в сфере развития православного образования. Это масштабное собрание, с участием всех епархий, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается.

Прежде чем перейти к конкретным частным вопросам религиозного просвещения, актуальным вопросам, которые высвечивает переживаемое нами время, я хотел бы кратко сформулировать сущностные проблемы всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только Россия, не только страны исторической Руси, но и большинство государств мира.

На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки «Enter». Такой подход к знаниям и информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с точки зрения нравственной, и с точки зрения бытовой безопасности. Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование запроса в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности.

В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.

Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью».

Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами будет непростительно забыть слова святителя Филарета Московского о том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера».

Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а список наук, формирующих юношу интеллектуально и духовно для его дальнейшего служения обществу и государству, получил название humanitas. От этого понятия и возник комплекс тех наук, которые в новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории профессор, известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.

Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства».

Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодежной среде.

Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ответственность и учителя, и священника, и чиновника определяется уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших учеников, студентов, курсантов, кадетов, так и всех других, к кому эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.

Теперь перехожу к обзору изменений, произошедших в сфере церковного образования и катехизации за прошедший год.

Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем, кто только учит наизусть «Символ веры».

Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.

Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых коммуникаций, Интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко.

Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы.

Сегодня интересы Церкви представлены в законотворческом процессе, связанном с образованием. Юридическая служба Московской Патриархии и профильные синодальные структуры участвуют в этом процессе. Ими были сформулированы предложения в действующее законодательство и в проект Федерального закона «Об образовании», который должен в том числе содействовать развитию такой социально значимой практики, как преподавание Основ православной культуры; однако существует еще ряд проблем, требующих своего разрешения.

Проект закона уже предполагает возможность реализации в духовных школах программ профессионального образования по госстандартам с последующим получением выпускниками дипломов государственного образца.

Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой области. Только законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви в подготовке учителей могут быть защитой от искажений при преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими искажениями мы уже столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию ОПК в рамках курса Основ религиозной культуры и светской этики. Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась еще раз.

Также насущно необходимо создание правовой базы, которая бы гарантировала бюджетное финансирование православных общеобразовательных организаций. В этом направлении проделана определенная работа, сформулированы соответствующие поправки, как к федеральному, так и к региональному (в частности, к столичному) законодательству, которые в данный момент рассматриваются профильными государственными структурами. Надеемся, вопрос будет решен положительно.

Отдельный вопрос — статус кадетских казачьих корпусов. Необходимо законодательно закрепить взаимодействие кадетских корпусов с православными религиозными организациями, что важно для духовно-нравственного и патриотического воспитания кадетов. Воспитанники должны иметь возможность совместно молиться в течение дня, участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно внедрен в большинстве казачьих кадетских корпусов, но иногда встречает протесты со стороны надзорных органов — по причине якобы несоответствия данной деятельности светскому характеру образования в государственных школах. Представляется, что в данном случае не нарушается принцип светского характера образования в школе. Ведь дети других религиозных традиций могут выбрать иные (не казачьи) кадетские корпуса. Точно так же и сами кадетские корпуса, как и другие муниципальные школы, не обязаны принимать всех детей ближайшего микрорайона.

Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием. Другое дело, что нужно добиваться реальной и эффективной работы имеющихся норм, в том числе института уполномоченного по правам детей, с тем чтобы этот институт стал реальным органом, способным положительно влиять на изменение ситуации к лучшему. Несмотря на очень высокую активность тех, кто возглавляет этот орган, у него недостаточно полномочий для того, чтобы в полной мере осуществлять повестку дня. В любом случае за родителями должен быть сохранен исключительный статус законных представителей своих детей. Нужно защищать право ребенка жить и воспитываться в семье равно как его безопасность.

Кроме того, крайне важно закрепить в национальном законодательстве приоритетное право родителей воспитывать и давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии со всеми международно принятыми актами в сфере образования, в том числе европейскими. Необходимо также предусмотреть соответствующие гарантии осуществления этого права. Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы или для отдельных педагогов.

С 2009 года идет эксперимент по преподаванию в школах православной культуры по выбору — в обязательной части учебного плана. С этого года к процессу введения ОПК в основной части школьной программы, хотя вначале и в очень небольшом объеме, подключаются все регионы России. На этом этапе в Министерстве образования при участии представителей религиозных организаций будут проработаны планы расширенного преподавания религиозных культур по выбору не только в 4-5 классах, как было до этого, но и в других классах, о чем очень ясно было заявлено участниками XIX Рождественских чтений год тому назад.

В начале эксперимента было предложено преподавать ОПК только в 4-5 классах по одной четверти или по одному полугодию. Сейчас уже накоплен достаточный опыт, преодолены многие искусственные страхи по поводу «разделения детей по вере». В обществе сложилось благоприятное отношение к участию Церкви и других религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании школьников.

Согласно рекомендации Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, на местах, при введении преподавания Основ религиозных культур и светской этики, должен использоваться накопленный опыт духовно-нравственного воспитания молодежи с учетом региональных этнокультурных и конфессиональных особенностей. Важно сохранить, — и я уже говорил ранее, — тот объем преподавания ОПК, который уже имеется.

Отдельная тема — ситуация в поликультурных регионах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири. Здесь нужна сугубая мудрость при выстраивании взаимодействия епархий и светских образовательных структур на уровне региона и отдельных городов.

За прошедший год было много сделано для укрепления епархиальных отделов религиозного образования. Хочу выразить благодарность тем архипастырям, которые сделали эти отделы более работоспособными, материально обеспеченными, а также поблагодарить коллективы этих отделов за их труды. Хотел бы призвать епархиальных архиереев и впредь относиться к этому вопросу с максимальной ответственностью, памятуя о последствиях наших успехов или неуспехов в этой важнейшей области.

Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности.

Вместе с тем, видится необходимым найти механизмы правовой защиты православных образовательных организаций, определить их статус и значимость для Церкви на уровне Архиерейского Собора и Священного Синода. Мы должны помнить, что православные школы и гимназии создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. Эти школы выживали в невероятно трудных условиях, и сегодня мы обязаны им помогать.

Еще один вопрос — социальный престиж православных образовательных учреждений. Надо сделать все, чтобы развеять мифы о маргинальности наших школ, и нужно чаще говорить о большинстве наших гимназий, которые очень часто являются лучшими школами в регионе, с самым высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения, включая престижные московские вузы. Необходимо отбирать наиболее компетентные педагогические кадры, уметь сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки. Надо создать условия для постоянного профессионального роста учителей, применять обязательную аттестацию по вероучительным предметам. Там, где мы не дотягиваем, мы должны в самое ближайшее время изменить ситуацию к лучшему. Православные гимназии не могут быть середнячками — они могут быть только продвинутыми школами. Только тогда они будут привлекательными, и только тогда наш опыт в сфере общего среднего образования будет убедительным для других. Предлагаю Отделу религиозного образования и катехизации разработать свои предложения по данной теме, а епархиальным архиереям обратить особое внимание на повышение уровня православных общеобразовательных школ. И прошу проявлять большую заботу об их состоянии.

Обращаю особое внимание присутствующих на важность работы с родителями. Сегодня в Церкви уже создано множество форм работы с семьей на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста. Это и беседы с родителями на духовно-нравственные темы, касающиеся воспитания, и семейные праздники, и различные конкурсы и соревнования. Особенно же важно совместное участие в богослужении.

Необходимо развивать такие эффективные формы работы с семьей, как семейные форумы, семейные летние лагеря и совместные паломничества, семейные трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и памятников культурного наследия. Вовлечение всей семьи в осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю солидарность членов семьи, воспитывает детей, устанавливает более доверительные отношения между старшими и младшими.

Важно задействовать в рамках подобных программ и старшее поколение, которое также нуждается во внимании детей и внуков. Юношеству необходимо прививать почтительное отношение к старости, ибо, как сказал поэт, «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Семьи можно вовлекать в волонтерские сообщества по оказанию благотворительной помощи детям-отказникам, интернатам для детей инвалидов и сирот, а также интернатам для престарелых, одиноким старикам.

Таким образом, мы приобщаем семьи к социальному служению, укрепляя их нравственно и духовно через конкретные совместные добрые дела. Такое служение поможет им осознать себя христианскими общинами, свидетельствующими миру о Спасителе делами любви и милосердия.

Одним из важнейших направлений просветительской деятельности нашей Церкви является катехизация — приобщение людей к истинам православной веры, чтобы она не была лишь внешним атрибутом их жизни, набором представлений о нравственных нормах, но была внутренним стержнем, ориентиром, задающим ценностные координаты бытия — в семейном, социальном, культурном и экономическом планах. Только в таком случае человек становится подлинным гражданином страны, служащим ее благу. Поэтому катехизацию нельзя рассматривать как лишь узкоцерковную задачу — она превращается в объект интереса всего общества.

В условиях кризиса института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей особое внимание надо уделять семейной катехизации. Надо развивать опыт молодежных центров, где, в том числе, проводилась бы духовная подготовка юношества, желающего в перспективе вступить в брак.

Важно создавать в приходе условия, позволяющие всей семье органично участвовать в его жизни и духовно развиваться, преодолевать возникающие трудности семейной жизни. Один из путей к этому — создание воскресных школ семейного типа, где дети и родители вместе занимаются, вместе участвуют в паломнических поездках и других мероприятиях. Привлечение к работе с семьей профессиональных православных психологов позволяет помочь разобраться в трудных семейных ситуациях.

На последнем заседании Священного Синода был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», определяющий структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшую перспективу. Именно этот документ, которой был предопределен решением Архиерейского Собора 2011 года, сегодня полагается в основу всей нашей деятельности в сфере образования и катехизации. Напомню, что по решению Архиерейского Собора, в крупных городских приходах и благочиниях вводятся оплачиваемые должности катехизаторов. Кроме того, разрабатываются документы, регламентирующие подготовку и аттестацию таких сотрудников, а также рекомендации к их деятельности. В связи с этим призываю епархиальных Преосвященных, председателей профильных епархиальных структур со всем вниманием и ответственностью отнестись к воплощению в жизнь решений Священноначалия.

В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные евангельские идеалы оказывали определяющее влияние на формирование образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе мотивации их повседневных поступков.

Сам Господь да споспешествует всем нам поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (см. Еф. 4:2-4).

           Благодарю вас за внимание.»

 

На открытии форума присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.

Приветствие Президента России Д.А. Медведева в адрес участников Чтений огласил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

С докладами на открытии Чтений выступили Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, В.И. Матвиенко, М.В. Дулинов, А.Е. Бусыгин, А.Н. Горбенко, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

На Торжественном открытии ХХ Международных Рождественских образовательных чтений Блаженнейший Христофор, Архиепископ пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии рассказал об особенностях религиозного образования в этих странах.

Так, например, преподавание Закона Божия в государственных учебных заведениях Чешской Республики не является обязательным, тогда как в Словакии учащиеся общеобразовательных школ изучают основы религии согласно вероисповеданию, хотя по желанию школьников вместо этой дисциплины им могут преподавать светскую этику. По наблюдению Блаженнейшего Владыки, если в Чехии наблюдается недостаток интереса к данному предмету со стороны родителей, то в Словакии большинство населения исповедует христианство, поэтому все зарегистированные здесь церкви используют возможность обучать Закону Божию в государственных школах, руководствуясь воспитательно-образовательной программой, разработанной Митрополичьим советом Словакии и сертифицированной на государственном уровне. В детских садах Закон Божий преподают профессиональные педагоги, получившие «каноническую миссию» от своего епархиального епископа. Организационные условия обучения определяются законом «О свободе вероисповедания. Положение Церкви и религиозных объединений. Соглашение между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквами и религиозными объединениями о религиозном воспитании и образовании».

Блаженнейший Митрополит Христофор также сообщил, что образование и профессиональный рост преподавателей Закона Божия Православная Церковь Чешских земель и Словакии обеспечивает в тесном сотрудничестве с Православным богословским факультетом Прешовского университета. Все расходы, связанные с обучением, финансируются государством. Учебные пособия издаются в рамках издательской программы Министерства образования Словацкой Республики.

Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.Д. Никандрову орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени, отметив заслуги президента Российской академии образования в сфере внедрения предмета «Основы православной культуры» в средней школе.

Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

25 января 2012 г. в рамках первого направления XX Международных Рождественских образовательных чтений под председательством епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия состоялись пленарное заседание конференции «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитания в общем образовании» и секция.

Кураторами мероприятия выступили заведующий Сектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В.Демидов и заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, руководитель Научно-методического кабинета Синодального Отдела И.В.Метлик. В работе мероприятий приняло участие более 500 работников образования из Российской Федерации, Белоруссии, Прибалтики и Украины. Открыл мероприятие владыка Зиновий, затем вниманию участников мероприятия были представлены 8 основных пленарных докладов и 11 фиксированных выступлений на секции.

Вниманию участников мероприятия были предложены новые учебно-методические разработки в области духовно-нравственного воспитания и преподавания православной культуры в основном и вариативном компонентах общеобразовательной программы. Обсуждалась практика развития церковно-государственного взаимодействия в области подготовки педагогических кадров, организации курсов повышения квалификации и переподготовки учителей православной культуры в регионах и на федеральном уровне.

        По итогам обсуждения сформулированы следующие предложения:

1. Обеспечить участие представителей Русской Православной Церкви в разработке предложений о расширении преподавания религиозных культур и этики в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по всем годам и ступеням общего среднего образования.

2. Рекомендовать Министерству образования и науки России объявить конкурс на разработку программ профессионального образования для подготовки учителей религиозной культуры (православия, ислама, буддизма, иудаизма) при участии соответствующих религиозных организаций.

3. Обеспечить включение в федеральный список экспертных организаций, осуществляющих федеральную экспертизу школьных учебных пособий, Синодального отдела религиозного образования и катехизации для проведения экспертизы школьных учебников по православной культуре на предмет их соответствия вероучению, историческим и культурным традициям Православия.

4. Активизировать разработку церковных документов для проведения аттестации педагогических работников (Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви педагогическому работнику), согласно нормам, включенным в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 90, п. 7).

5. В процессе доработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» просить учесть следующие предложения:

- содержательно раскрыть в проекте закона принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как организационно-правовую независимость органов государственной власти и местного самоуправления в их отношениях с религиозными организациями в области образования;

- при реализации в системе общего образования учебных предметов конфессиональной направленности уточнить процедуру утверждения образовательных материалов в соответствующих централизованных религиозных организациях.

6. Просить Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви обратить особое внимание на необходимость разработки в 2012 году Концепции религиозного образования Русской Православной Церкви.

7. В рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений организовать отдельную секцию, посвященную вопросам духовно-нравственного воспитания в высшей школе.

24 января 2012 года в рамках ХХ Международных рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Опыт работы воскресных школ стран СНГ» ее возглавили архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви, и заведующий Сектором православного образования ОРОиК Русской Православной Церкви иерей Алексей Алексеев.

В ходе мероприятия выступили докладчики из Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана и России. Выступающие поделились многолетним опытом работы и указали региональные особенности своей деятельности.

В рамках мероприятия состоялось обсуждение проектов Стандартов учебно-воспитательной деятельности реализуемой в воскресных школах РПЦ. В своем выступлении заведующий иерей Алексей Алексеев подробно рассказал о готовящихся документах и ответил на поступившие вопросы. В частности он отметил, что «Представленные документы являются обобщением не только российского но и международного опыта и включают в себя все многообразие уже существующих видов воскресных школ. Стандарты задают новый импульс для развития воскресных школ и подчеркивают важность творческого, авторского подхода к воспитательной деятельности. А введение обязательного минимума по предметам является необходимым средством поддержки для слабых малокомплектных школ». Многие из выступавших отмечали, что данные документы долгожданны, выводят работу в школах на новый качественный уровень работы. актуальность и необходимость введения требований к воскресным школам, для повышения эффективности их работы.

Совещание директоров православных общеобразовательных учреждений возглавили епископ Гатчинский Амвросий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Митрополии, и заведующий Сектором православного образования Синодального ОРОиК иерей Алексей Алексеев.

Мероприятие было посвящено обсуждению моделей управления в системе религиозного образования, организация жизнедеятельности образовательных организаций Русской Православной Церкви. Выступающие в ходе мероприятия докладчики рассказали о региональных моделях взаимодействия с органами и местного самоуправления и об опыте организации православных муниципальных школ в России. Юрисконсульт ОРОиК, Е.Н. Зайчикова рассказала о нормативно-правовых основаних деятельности православных муниципальных школ.

В ходе работы всеми участниками диалога поднимались вопросы финансирования негосударственных православных школ. В частности представители православных школ г. Москвы подчеркнули, что принятие в конце 2011 года Правительством Москвы Постановления (№ 640-ПП от 28.12.2011, № 669-ПП от 29.12.2011), определяющие порядок и размеры финансирования негосударственных школ в 2012 году, является дискриминационным. Размер субсидии, выделенной Правительством Москвы в 2012 году на учащегося православной школы, равен нормативу 2010 года и ниже аналогичного подушевого финансирования учащегося государственной школы в 2012 году в 1,5-2 раза! Православные школы являются социально ориентированными и обеспечивают своим учащимся (их семьям) государственный общеобразовательный стандарт бесплатно: за счет средств, получаемых из бюджета столицы (от Департамента образования). Введение пониженного норматива финансирования приведет к серьезному снижению зарплаты педагогов и сотрудников православных школ по сравнению с возросшей зарплатой педагогов и сотрудников государственных школ. В целом, это означает снижение общей конкурентоспособности православных школ.

Участники совещания в итоговой резолюции попросили Министерство образования РФ и местные органы самоуправления регионов России еще раз обратить внимание на проблемы с финансированием негосударственных православных школ.

На совещании директоров также обсуждались другие актуальные проблемы православных образовательных организаций: управление и внешние связи, внедрение ФГОС и Стандарта православного компонента общего образования, особенности организации уклада школы-пансион, администрирование, создание новых православных образовательных учреждений на базе муниципальных и государственных, создание воспитательных систем духовно-нравственного развития обучающихся, формирование личности православного христианина, создание системы мотивации учительского труда, аттестации педагогов.

В конце совещания епископ Гатчинский Амвросий вручил дипломы и призы участникам «Конкурса на звание школа года г.Москвы». Напомним что первое место в конкурсе заняла Гимназия «Эллада», второе – православная школа при Андреевском монастыре, третье- православный центр непрерывного образования во имя Серафима Саровского, гран-при- классическая гимназия Ю.А. Шичалина.

25 января в продолжение совещания директоров православных общеобразовательных учреждений в гимназии «Эллада» во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошел научно-методический семинар «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в православной школе», на которым были представлены примерные программы по всем предметам Стандарта православного компонента общего образования: Основам православной веры, церковнославянскому языку, церковному пению, логике и классическим языкам.

В целом семинар вызвал большой интерес у участников, проблемы обсуждались конструктивно, были даны конкретные рекомендации для учителей, методистов православных общеобразовательных учреждений.

24-25 января 2012 года в рамках I направления XX Международных Рождественских образовательных чтений в Гостиничном комплексе «Даниловский» прошла работа секций, посвященных вопросам катехизации.

В работе под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха приняли участие руководители профильных епархиальных структур, помощники благочинных и настоятелей по катехизации, учащиеся курсов, всего около 150 человек.

На конференции «Организация катехизической деятельности в епархии» был представлен принятый Священным Синодом в декабре прошлого года документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В этой связи докладчики представили опыт своих епархий по организации системы оглашения и других форм духовно-просветительской деятельности и результаты введения штатных должностей катехизаторов. С проектами «Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов» и «Положения об аттестации катехизаторов» собравшихся познакомили сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации Д. А. Туголуков и А. В. Ракушин на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов». Обсуждались вопросы богословской и специальной подготовки катехизаторов. Был рассмотрен опыт обучения катехизаторов по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным программам и перспективы использования дистанционных курсов. Во время работы секции «Практические вопросы катехизации» докладчики познакомили собравшихся с методиками оглашения, подготовки молодежи к браку, работы в воскресных школах для взрослых. Кроме того, был рассмотрен опыт создания курса интернет-катехизации.

В заключении митрополит Лонгин поблагодарил докладчиков за проделанную работу и подвел итоги работы секций, сказав, что «дело катехизации перестает быть делом одиночек» и, что все чаще появляются люди, которые «пытаются придать ей системный характер».


 

Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет