О ТАИНСТВЕ ИСПОВЕДИ

Что такое Исповедь? 
Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. 

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай». 

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. 
Зачем надо исповедоваться?
 
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живѐт временно, человек заботится, но ещѐ более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. 

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят еѐ так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошѐнность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. 

Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведѐт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов. 

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. 
Покаяние и Исповедь – это одно и то же? 
Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других. 

Исповедь – это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. 

Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться ним, чтобы сокрушѐнным сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния. 
Обязательно ли каяться священнику? Имеет ли значение, какому? 
Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. 

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника – требует немалого усилия по преодолению стыда, распятия своей греховности, гордыни, и это приводит к несравненно более глубокому и серьѐзному результату. 

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий еѐ священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка. 
Неужели все люди грешники? 
Да, все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами. Вот ступени, по которым грех входит в человека: образ, внимание, интерес, влечение, страсть. 
Что такое грех, как его уничтожить? 
Всѐ то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть. Грех – это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех – это «чѐрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов. 

Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть. 

Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. 

Так и грехи – долги наши перед Господом – хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать. 
Что будет, если всю жизнь не исповедоваться? 
Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведѐт к притуплению совести и к духовной смерти. 

При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления еѐ Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения тѐмной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних – непреодолимый страх смерти, у других – стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления – например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуется как одержимость и бесноватость. 
Какой грех самый тяжѐлый? 
Самый пагубный и тяжѐлый грех – это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстаѐт против Самого Бога. 
Отчего на Исповеди бывает бесчувствие? 
Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие. 
Может ли Исповедь быть недействительной? 
Исповедь бывает пуста, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твѐрдого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчѐтом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом. 
Как подготовиться к первой Исповеди? 
Подготовиться к Исповеди – значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов 
даровании истинного покаяния. 

Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не так, чтобы переписать из книжки подходящие грехи и прочитать их перед священником. 

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо: иметь твѐрдую веру и надежду на Бога;иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды; 
без всякой утайки объявить перед священником все грехи;положить твѐрдое намерение впредь жить как можно осторожнее. 
Что должен знать желающий приступить к Исповеди?
При наличии законного таиносовершителя – православного священника – к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год). 

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого особое время. 

На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись – бесполезно, а причащаться так – смертный грех. 

Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди – Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. 
Что такое епитимия? 
Епитимия – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить еѐ может только тот священник, который еѐ наложил. 
Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне? 
Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо ещѐ раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению. 
Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти? 
Причащаться после Исповеди необязательно, иногда можно приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно. 
Можно ли исповедовать не все грехи? 
Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из неѐ – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестаѐт ему вредить. 

Некоторые из христиан скрывают на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по 
непониманию всей важности покаяния, – и таким образом выходят от Исповеди не только не очищенными от грехов, но ещѐ более обременѐнными ими, и осуждаются. 

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаѐн, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь, что пар: сегодня человек жив, а завтра готов ему исход, и покаяться уже не сможет. 

Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют. 
Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех? 
Если он вновь совершѐн или продолжает тяготить совесть, то надо снова его исповедовать. Если этот грех больше не повторялся, то о нѐм уже не надо говорить, но следует постоянно чувствовать свою греховность: память о грехопадениях приводит к смирению. 
Когда бывает Исповедь – до или после службы? 
Обычное время совершения Исповеди – перед божественной литургией или во время еѐ, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при наплыве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее. 
А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие? 
Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому. 
Должен ли быть пост перед Исповедью? 
При подготовке к Исповеди Церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещѐным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах. 

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником. 
Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать нѐм на Исповеди? 
Да, обязательно надо. 
C какого возраста надо исповедоваться ребѐнку? 
Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребѐнка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону. 
Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику? 
Необходимое условие Исповеди – сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твѐрдое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам. 

Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам». 
Полезно ли часто исповедоваться? 
Через частое покаяние грех теряет свою силу, свою прелесть, своѐ обаяние. Частая Исповедь истребляет неправду, отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее. А не исповеданные согрешения легко повторяются, как бы совершѐнные в потѐмках или ночью. 

Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и полную победу над ними, не приобретая при этом высокого о себе мнения и гордыни. 
Как побороть стыд на Исповеди? 
Стыд на Исповеди бывает от гордости и изобретѐн диаволом: он сделал так, что люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т.п. Между тем на большинство грехов надо смотреть проще – констатировать факт без кокетства и кривляния: я человек и по-человечески согрешал. Согрешил как человек – и говорить приходится человеку же, повинному, может быть, в тех же грехах. 

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. 

Кто не откроет всех грехов, того Бог не покроет Своим милосердием. Но если всѐ же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь – врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, освобождают от грехов. 
Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь? 
Можно обратиться к другому священнику. 
Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди? 
Священнослужители обязаны хранить тайну Исповеди под страхом извержения из сана. 
Все ли грехи Бог прощает? 
Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввѐл туда покаявшегося разбойника. 

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия ещѐ больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. 
Как узнать, прощѐн ли грех? 
Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда почитает себя должником перед Богом. 
Что необходимо для прощения грехов? 
Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твѐрдое намерение исправить свою жизнь, вера 
Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. 
Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие? 
Отлагать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.