Об учебниках «Основ религиозной культуры и светской этики»
» » Об учебниках «Основ религиозной культуры и светской этики»

Об учебниках «Основ религиозной культуры и светской этики»

Об учебниках  «Основ религиозной культуры и светской этики»«Основы светской этики»  4-5 кл. -  Москва: Просвещение, 2010

Язык учебника очень сложен: «Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности» ( с. 12).

 Но какая опасность в формулировках!

с. 7 «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло».

С. 14 «В ходе исторического развития … менялись представления о добре и зле».

С. 43 «Что в конкретном случае является добром, а что злом? Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений».

Мы видим, что такое суждение не только некорректно,  но и опасно. Из того, что есть много видов молочной продукции с разными пищевыми добавками, заменителями, красителями, консервантами не следует, что в природе не существует цельного, натурального молока. Однако дети, не имеющие значительного жизненного и нравственного опыта, легко могут сделать ложный вывод о том, что нет, и даже не может быть никаких абсолютных нравственных истин, определённых понятий о добре и зле, чётких ориентиров в том, что «хорошо» и что «плохо».

На с. 42 даётся золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», но почему-то в качестве источника указано не на Евангелие, а Конфуций, Фалес и Сенека.

Удивило определение стыда на с. 44: «Стыд – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми».  Авторам учебника и невдомёк, что стыдно человеку бывает, если даже его никто не осуждает. Из этого определения дети сделают вывод, что стыд – это негативное состояние, раз оно сопровождается эпитетами «тяжёлое», «подавленное». 

С. 52-53 посвящены теме «Нравственные идеалы». Кто же предлагается нашим детям в качестве нравственных идеалов? В учебнике рассказывается о рыцарях, джентльменах и леди. В качестве иллюстрации портрет английской леди, кадр из фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» и картина Г.Кайботта «Дождливый день в Ботиньольском квартале». Вывод напрашивается сам собой: нравственных идеалов нет. Они либо устарели, либо не существуют в реальной жизни, а лишь художественный вымысел, либо сосредоточились все в Англии.

Учебник «Основы светской этики» М.Т. Студеникина, выпущенный  издательством «Русское слово» в 2011году.

Этот учебник написан удобоваримым языком, введены темы по этикету (хоть какая-то польза ). В этом учебнике хорошо сказано о дружбе, товариществе. Даны 10 заповедей. Интересны исторические вставки. Полезны будут темы по правилам дорожного движения.

Но…

 С.39 «Всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу называется добром». Опять размытое определение добра, которое ребёнок как захочет, так и будет трактовать.

Удивляют задания:

 С. 25 «Потренируйся в дарении и получении букета». Каким образом ученик должен его выполнить? Почему нельзя сфомулировать это задание следующим образом: «Подари своей маме цветы. Просто потому, что она твоя мамочка».

С.49 «Какие жесты сейчас приняты у молодёжи»? Зачем дети должны показывать их? Надо пожалеть учительницу, которая будет принимать это задание.

В этом учебнике есть раздел «Христианские праздники». О Пасхе говорится следующее: «Пасха –это день обильного угощения. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперёк» (???????). О празднике Рождества Христова: «В ночь с 6 на 7 января люди обычно не спали.  Бедняки надевали маски животных, выворачивали меховую одежду и колядовали».

 

Вывод: невозможно рассматривать нравственность в отрыве от религии. Да, можно рассказать, дать сведения о каких-то правилах и принципах поведения, но если говорить о реализации воспитательной функции в рамках предмета светской этики – то все усилия сведутся к банальному морализаторству, которое может побудить ребенка лишь к формальному, внешнему следованию установленным в обществе правилам. Любая религия, говоря о нравственности, дает человеку твердое основание для формирования внутренних личностных установок, которыми он будет руководствоваться в своей жизни.

 

«Основы мировых религиозных культур»  4-5 кл.  А.Л Беглов, Е.В.Саплина. – Москва:  Просвещение, 2010

В учебнике рассказывается об основных религиях. Отчуждённо и отстранённо, не отдавая предпочтение ни одной. Но пособие  написано очень сложным языком, далеко не для учащихся 4 класса (а это ещё начальная школа!) К тому же ученик начальной школы не может усваивать в день более двух-трех новых терминов. Здесь же наблюдается значительная информационная перегрузка. Стоит только посмотреть на вопросы к одному из параграфов (страница15, вопросы к параграфу 5):

·     В каком городе родился Иисус?

·     Какой город для мусульман является священным?

·     К чему призывал Махаммад?

·     Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?

·     Что означает слово Будда?

И вряд ли ребёнок сможет ответить на последний вопрос к этому параграфу: «Расскажи старшим, что ты знаешь об истории религии». Кроме мешанины в голове ученика вряд ли что останется.

Самая большая опасность в том, что ребенок в возрасте 10-11 лет с еще не сформированной духовно-нравственной основой может сделать неправильные выводы и прийти к совершенному нигилизму: «Как много религий ! Получается, что  у каждого своя правда. Зачем тогда в кого-то или во что-то верить? Я по своей правде буду жить». Это большая опасность.

 

Учебник «Основы православной культуры» издан издательством «Просвещение». Авторы - коллектив под руководством протодиакона Андрея Кураева. Сам протодиакон Андрей Кураев так объясняет замысел своего учебника:

«Учебник построен максимально актуализировано («Наш взгляд на твои проблемы») в отличие от учебников основ православной культуры, созданных за последние 15 лет, которые  безнадёжно историко- центричны. Они говорят о том, что было когда-то, а не о том, что происходит в жизни ребёнка сейчас. И чем более ребёнок читает эти учебники, тем более он уходит от своего мира, погружается в историю, и тем более рождается отчужденность его от того мира, в который его эмигрируют. «Христос сказал», «преподобный Сергий благословил» – всё в прошлом, всё далеко...»

«Так, для урока «Монастырь», можно было найти огромное количество дивных преданий из истории православного монашества – но я выбрал Луку Войно-Ясенецкого по той причине, что он наш современник. Значит, вместо иконы можно помесить его фотографию, а не икону (ведь икона воспринимается современным школьником как нечто условное и говорящее о фантазийном или древнем мире). Кроме того, он врач-хирург, учёный, и поэтому со временем память о нём помешает школьнику, (а, может, и педагогу) воспринять дикий миф о том, что якобы христианская вера и наука находятся в конфликтных отношениях.

Или, например урок «Милосердие». Для него также можно было бы найти множество примеров из истории. Я же рассказываю эпизод из жизни Иннокентия Смоктуновского и опять же помещаю его фотографию. Имя Смоктуновского вряд ли что-то скажет детям (мало кто из них смотрел даже «Отроки во вселенной»). Но это, безусловно, теплое и значимое имя для их учителей и родителей (которые тоже будут заглядывать в этот столь новый учебник). Еще пример актуализации – глава «Чудо». Сколько чудес было в истории Православной Церкви, а я рассказываю только одно – это чудо из жизни семьи нынешнего патриарха Кирилла (и снова становится возможным фото и узнавание человека из учебника» ( Подробнее о замысле учебнике  и сам учебник почитать на сайте отца Андрея Кураева).

  Некоторые родители и педагоги высказывают опасение, что основы православной культуры  – это Закон Божий. Но это совершенно не так. В учебнике ОПК сделан больший упор на слове «культура», даются общие понятия о православной вере. Те, кто хочет почувствовать разницу, пусть придут в воскресную школу при любом храме и сравнят – как преподается этот предмет в воскресных школах и как в светских. Это два совершенно разных предмета.

Здесь вы можете скачать учебники ОРКСЭ:

kuraev-opk.pdf [19,8 Mb] (cкачиваний: 454)

beglov_osnovy-mirovyh-religioznyh-kultur_4-5-klassy.pdf [8,09 Mb] (cкачиваний: 426)

bondarenko_osnovy-svetskoy-etiki_4-5-klassy.pdf [13,02 Mb] (cкачиваний: 466)

Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет