Период сухости — самый лучший период нашей духовной жизни
» » Период сухости — самый лучший период нашей духовной жизни

Период сухости — самый лучший период нашей духовной жизни

Период сухости — самый лучший период нашей духовной жизниВо внут­реннем состоянии человека не могут не про­ис­ходить изме­нения, и иногда слу­чается, о чем говорит пророк: "Воз­дрема душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). 

Есть одна западня, в которую мы с лег­костью попадаем, когда хотим под­ви­заться, — это наше стрем­ление следить за своими чув­ствами. Что я имею в виду? Как все вы знаете, обычно про­ис­ходит сле­дующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он пере­живает состояние Боже­ственной бла­годати, которая дается ему даром. В этот период человек испы­тывает боже­ственную радость; он чув­ствует, как играет его сердце, дви­жимое любовью к Богу; он с лег­костью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укро­щаются; боже­ственное про­све­щение осеняет его душу. Есте­ственно, всё это рождает в нашей душе при­ятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чув­ствуем себя в высшей степени пре­красно. Мы дей­стви­тельно ощущаем себя словно в раю, вкушаем радость рая.

Однако со вре­менем про­ис­ходит некое изме­нение: вместо всего пере­численного мы вдруг ощущаем себя поки­нутыми, чув­ствуем в душе тьму, мрак, чув­ствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, сме­шение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо про­ти­вится молитве, не находит себе упо­коения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это про­тив­ление, изме­нение человек вос­при­нимает очень тяжело. Часто он огор­чается и скорбит: «Почему я так себя чув­ствую? Почему я столк­нулся со всеми этими труд­но­стями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил прис­но­па­мятный старец Паисий, Бог похож на хорошего зем­ле­дельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, для того чтобы оно пустило корни, при­жилось и расло. Но посте­пенно зем­ле­делец начинает поливать его реже: сначала через день, потом — через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц. Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на самой поверх­ности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Бог желает уберечь нас от «чувства бака­лейщика», то есть от ощу­щения, что мы покупаем бла­годать.
Ведь она потому и назы­вается благо-датью, что Бог дает ее даром.

Поэтому человек по про­мыслу Божию про­ходит это обу­чи­тельное остав­ление Богом (остав­ление лишь кажу­щееся), педа­го­ги­ческая цель которого — чтобы человек глубоко пустил корни и устоял. И в этот период человек должен быть крайне бди­тельным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те при­ятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому — и в этом мы абсо­лютно уверены, — что Бог всегда рядом с нами, и Он заслу­живает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

В этот период тре­буется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обра­щаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то оста­новлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откли­кается. Ведь я столько уже под­ви­зался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть вни­ма­тельными и делать всё воз­можное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает еже­дневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (при­ча­щение, исповедь), — мы должны под­ви­заться за то, чтобы соблюдать всё это в точ­ности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата. Если мы сохраним всё это, если пре­будем на нашем месте и, несмотря на дав­ление событий и помыслов, оста­немся стойкими и будем про­должать бороться, — тогда будем уверены, что Бог вновь вер­нется к нам (хотя в дей­стви­тель­ности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет при­носить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

Период сухости — самый лучший период нашей духовной жизни, потому что в это время человек закла­дывает правильный фун­дамент. Это время смиряет человека, уни­чижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела — ничто, и сам он — ничто, ноль. Но он не должен от этой уни­чи­жен­ности впадать в без­на­дежие, а должен дер­жаться такого убеж­дения: един­ственное, что для меня осталось, — это вера и надежда на Бога. Когда он будет так под­ви­заться, тогда при­ходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже насла­ждается в любви Божией. Он насла­ждается, но перед этим он пре­одолел дли­тельный период сухости — испы­тание, которое иногда длится многие годы.

Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!


Назначение пожертвования

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет