Гаджетомания или интернет-увлеченность? Как бороться с властью смартфона над умами детей » Сайт храма Рождества Христова г.Краснодар
» » Гаджетомания или интернет-увлеченность? Как бороться с властью смартфона над умами детей

Гаджетомания или интернет-увлеченность? Как бороться с властью смартфона над умами детей

Поколение детей, выросших в эпоху интернета, в начале нового тысячелетия стали называть «цифровыми аборигенами». Этот термин впервые ввел Макс Пренски в 2001 году. Согласно его теории, «цифровые аборигены» — это люди, рожденные во время цифровой революции. Современные дети, в отличие от взрослых — «цифровых иммигрантов», чувствуют себя с техникой и интернетом на «ты». Исследователи отмечают: эти дети другие. Мы учились читать по книжке-букварю, а они учат буквы при помощи приложений на смартфоне; мы смотрели мультики, которые в определенное время показывали по телевизору, а они могут посмотреть их не только когда им захочется, но и в самых разных местах — в машине, в самолете, на детской площадке или у друга. Интернет открыл новые возможности не только взрослым, но и детям. В современной России наблюдается большой цифровой разрыв между поколениями — и чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее.

Современный человек не выходит из квартиры без личных устройств — смартфона, планшета или ноутбука. Дети здесь не исключение. Онлайн-опрос «Юный интернет-пользов атель», проведенный Фондом Развития Интернет в конце 2014 года, в ходе которого было опрошено около 13,5 тысяч школьников в возрасте от 6 до 17 лет, показал: 84% учащихся ежедневно выходят в интернет, причем примерно треть детей находится в интернете свыше 4 часов. Данные исследования говорят также о том, что три четверти всех опрошенных школьников научились пользоваться интернетом самостоятельно и считают себя уверенными пользователями.

Интенсивность использования интернета подростками постепенно растет. Девочки пользуются интернетом так же часто, как и мальчики. С возрастом частота использования интернета подростками увеличивается, достигая максимума у 17-летних юношей, среди которых каждый день в интернет выходят 96 %. Одна из причин этого — постепенное сокращение ограничений на частоту и продолжительност ь использования интернета со стороны родителей.

В США ежедневно выходит в сеть каждый четвертый ребенок 3 лет, каждый второй ребенок 5 лет и 70 % школьников 8 лет.

Высокая интенсивность использования интернета подростками подкрепляется наличием у них персональных компьютеров и гаджетов. Согласно упомянутому онлайн-опросу, около 56% подростков пользуются своими компьютерами или ноутбуками, а 60% опрошенных сказали, что имеют дополнительный или основной доступ в интернет через смартфоны (34% — через планшеты). Учитывая применение только мобильных телефонов и смартфонов, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.

1920x1280_428579_[www.ArtFile.ru]
Ранний опыт

Сейчас можно увидеть малыша на детской площадке или в коляске, который, едва начав говорить, использует планшет или смартфон одного из родителей для просмотра мультиков или сказок. Взрывной рост числа маленьких интернет-пользов ателей напрямую связан с появлением планшетов и смартфонов — устройств с сенсорными экранами.

На сегодняшний день существует большое количество приложений, разработанных специально для маленьких детей. Большинство дошкольников умеет самостоятельно использовать тачскрин (touch screen) и включать любимые приложения, выходить в сеть, а возраст приобщения к интернету становится все меньше. Если дети еще не умеют писать и читать, иконка с персонажем помогает найти им любимую игру. Согласно результатам опроса дошкольников, проведенного Фондом Развития Интернет в 2014 году, только 20% детей используют для выхода в интернет браузер — остальные используют для выхода иконки приложений App Store, Google Play и Youtube.

В Голландии опрос 575 родителей показал, что у детей 3-6 лет планшеты пользуются большой популярностью: малыши овладевают устройствами с тачскринами легче, чем традиционными ПК с клавиатурой и мышью. При этом только 7% опрошенных родителей сказали, что у них есть планшет, а 11% — что собираются приобрести его в ближайший год. В Британии среди 3-4 летних детей треть выходит в интернет при помощи обычного компьютера, ноутбука или нетбука, а 6% — используя планшет.

Гаджетомания или интернет-увлечен ность?

Взрослые — учителя, родители, бабушки и дедушки — в один голос твердят, что современное поколение одержимо гаджетами. Если это так, то что же такого привлекательного в этих электронных устройствах — планшетах, смартфонах, ноутбуках, игровых консолях?

Нужно учесть тот факт, что подростки увлечены не самими гаджетами. Гаджет — средство, при помощи которого ребенок осваивает разные формы активности, будь то игровая, учебная или коммуникационная активность. Увлеченность гаджетами, как и увлеченность интернетом — комплексная проблема, где первое тесно связано со вторым. Дети используют сложную комбинацию из смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК и игровых консолей, чтобы выходить онлайн, в зависимости от целей и ситуаций, причем иногда они используют несколько устройств одновременно.

Как и в реальной жизни, подросток в сети сталкивается со множеством проблем, в силу чего интернет легко превращается в еще один значимый источник стрессов. Новая социальная ситуация несет с собой новые риски, в том числе и риск чрезмерной увлеченности интернетом, то есть появления интернет-зависим ости.

Что такое интернет-зависим ость?

Интернет-зависим ость — термин, применяемый для описания непреодолимой, навязчивой тяги к чрезмерному использованию интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточного просмотра фильмов и сериалов в сети.

Признаки интернет-зависим ости:

  • Нежелание отвлечься от работы в интернете
  • Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях
  • Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах
  • Навязчивые размышления об интернете
  • Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете
  • Готовность тратить все больше денег для работы в интернете
  • Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете
Гаджетомания или интернет-увлеченность
Как справиться с чрезмерной увлеченностью интернетом?

Памятка для родителей

1. Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: «я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «я беспокоюсь, что ты не высыпаешься»).

2. Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности интернетом. В сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.

3. Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

4. Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависим ости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость — сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для точной диагностики и корректного лечения необходимо обратиться к профессиональном у психотерапевту.

Новые возможности — новые риски

Большой интерес детей к интернету и их увлеченность информационными технологиями не избавляет их от столкновения с онлайн-рисками. Помимо интернет-зависим ости существуют и другие виды рисков, с которыми ребенок может столкнуться в сети.

Фондом Развития Интернет была создана классификация онлайн-рисков. Это контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребенок. Это коммуникационные риски: в интернете детей подстерегают такие опасности, как кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко — сексуальные домогательства. Наконец, это риски, связанные с потреблением, и технические риски.

Гаджетомания или интернет-увлеченность
Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?

1. Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать его, а помочь. В этом случае он сможет вам довериться.

2. Установите правила пользования интернетом. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в интернете?

3. Информируйте. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.

4. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».

5. Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в сети — иллюзия и любое действие навсегда оставляет свой след.

6. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему о средствах защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

7. Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или ко взрослому, которому он доверяет.

8. Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользоват еля. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

Помните: вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам!

Линия помощи «Дети онлайн» — 8 800 25 000 15 — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консульти рования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. Профессиональную психологическую и информационную поддержку на линии оказывают психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

Звонки на линию бесплатные и принимаются по рабочим дням с 9 до 18 часов (по московскому времени).

Об этом нам рассказали доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова и аспирантка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психолог Фонда Развития Интернет Алина Ярмина.

www.pravobraz.ru
 
Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!



Назначение пожертвования

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет