Двое священников, замученных в 1918 году на Кубани причислены к Лику Святых » Сайт храма Рождества Христова г.Краснодар
» » Двое священников, замученных в 1918 году на Кубани причислены к Лику Святых

Двое священников, замученных в 1918 году на Кубани причислены к Лику Святых

4 мая 2017 года, по решению заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской причислены двое Кубанских священников:

Иерей Лисицын Михаил Михайлович, 1862 года рождения - священник Усть-Лабинской войсковой казачьей Свято-Никольской церкви (разрушена в 1935 году). Церковь располагалась в центре существующего городского парка (на пересечении улиц Свободной и Красной (Ленина). Служил в Свято-Никольском храме с 1912 по 1918 гг.Двое священников, замученных в 1918 году на  Кубани причислены к Лику Святых

Образование получил в Рязанской духовной семинарии в 1883 году. Рукоположен во священника в 1885 году. С 1885 по 1895 гг. служил в храмах Рязанской губернии. В этом же году определен в Крестовоздвиженский храм станицы Кисловодской, Ставропольской губернии.
Прибыл в станицу Усть-Лабинскую из станицы Кисловодской по резолюции Преосвященнейшего Агафадора архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского для священнического служения в Николаевской церкви 25 июня 1912 года. Проживал с семьей в доме по нынешней улице Островского 99, (в этом здании размещается в настоящее время СОШ №35).
Усть-Лабинский Свято-Никольский храм славился великолепным певческим хором (клавиры песнопений до сих пор сохранились в семье Волик). Певчих хора Свято-Никольского храма приглашали в Кубанский войсковой певческий хор, созданный в 1901 году (г. Екатеринодар).
При храме действовала церковно-приходская школа.
Священник Михаил Лисицын помимо службы преподавал в 1-м Высшем одно классном министерском станичном училище, пользовался большим авторитетом и всеобщим уважением у станичников и казачества.
В феврале 1918 года в ст. Усть-Лабинскую прибыли красногвардейцы из соседнего с. Николаевского, чтобы учинить расправу над священниками и изъять церковные ценности. Ни у кого из местных большевиков, лично знавших о. Михаила, рука не поднялась на уважаемого в станице человека и священника. Его предупредили об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался и остался ожидать своих мучителей дома.…Перед убийством ему накинули на шею веревочную петлю, водили по станице, глумились и били его так, что под конец он уже сам умолял поскорее с ним покончить. Его мучили 3 дня - с пятницы по воскресенье, отрубили пальцы правой руки, чтобы он не смог совершать крестное знамение. Требовали отречься от православной веры, отдать церковную утварь из Свято-Никольского храма. 22 февраля его расстреляли на Войсковой площади, в 100 метрах от Свято-Никольского храма (у чугунных ворот сегодняшнего педучилища), один из красноармейцев сразу сошел с ума. « Священномученику Михаилу Лисицыну было 56 лет, на его теле было более 10 ран, голова изрублена в куски. Тело для устрашения населения запретили убирать. Супруга о. Михаила выкупила тело у большевиков за 600 рублей…» (газета «Православный Голос Кубани № 6 за 1996 год» и ПГК № 2 за 2004 год). Похоронили о. Михаила тайно, ночью.
О мученической смерти священника Михаила Лисицына я, Дмитренко Татьяна Ивановна (редактор районного радио), узнала из рассказов старожилов г. Усть-Лабинска, собирая материал по истории православия Усть-Лабинского района. В 2002 году в передачах районного радио я рассказала эту историю и спросила, не помнит ли кто места захоронения о. Михаила Лисицына.
Откликнулся его правнук – внук Серафимы Михайловны - Лисицын Геннадий Анатольевич, 1946 года рождения, проживает в г. Краснодаре. Он показал и описал место захоронения о. Михаила на территории городского парка, у восточной стены бывшего летнего кинотеатра «Буревестник». В период 1918 по 1925 гг. на этой территории располагалось церковное кладбище.
Внучка священника Михаила Лисицына – Нерсесова Тамара Акимовна, проживающая в настоящее время в г. Ростове - на Дону, написала о том, что ей рассказывала ее мама, Вера Михайловна Лисицына: «дедушку (священника Михаила Лисицына) сначала (в 1918 году) хоронили на станичном кладбище, а прихожане Свято-Никольского храма просили его перезахоронить к церковному кладбищу, где он служил. Бабушка не хотела, но ее уговорили. Она рассказывала мне, что через девять месяцев дедушка сохранился, будто его вчера похоронили. Не надо было этого делать, могилка бы первого захоронения была.
Свидетельство места последнего захоронения священномученика Михаила Лисицына, которое показал и описал его правнук Лисицын Геннадий Анатольевич со слов бабушки Серафимы Михайловны, подтвердил это ныне покойный Михаил Стефанович Волик -1912 года рождения (г. Усть-Лабинск, ул. Школьная 96). Имеется аудиозапись его воспоминаний.
Сведения о расправе над священником Михаилом Лисицыным предположительно находятся в архиве Ставропольской епархии.
У священника Михаила Лисицына было четверо детей: сын – Василий Михайлович, родился 5 августа 1891 года, в будущем военный инженер, участвовал в героической обороне Брестской крепости в июне-июле 1941 года, где и погиб. Имя его увековечено на памятнике защитникам обороны крепости.
О разрушении Свято-Никольского храма в 1935 году рассказала жительница города Усть-Лабинска Носова Елена Дмитриевна 1922 года рождения: «Когда сбросили большой колокол с высокой звонницы, содрогнулась земля. За всем этим наблюдали учащиеся агропедагогического техникума и многочисленные жители близлежащих к храму домов. Многие плакали, ведь уничтожали первый храм станицы Усть-Лабинской, основанный казаками - переселенцами в далеком 1794 году. Один старик с палочкой тогда сказал такие слова: «Святое гнездо разорили, но Бог есть. Меня уже не будет на свете, но Бог заставит их восстановить разрушенный храм».
21 мая 2010 года на месте мученической кончины иерея Михаила Лисицына, у входа в педагогический колледж, в 100 метрах от разрушенного Свято-Никольского храма, состоялось освящение памятной доски. К месту освящения множество жителей города шли крестным ходом. В торжественном Богослужении приняли участие два правнука: Николай Спивак и Геннадий Лисицын.Двое священников, замученных в 1918 году на  Кубани причислены к Лику Святых
 
 
 
Священномученик Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Флегинского.

В 1883 году Александр окончил Ставропольскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году он был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) и определен к храму святого мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году отец Александр был переведен в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем и окружного духовника в благочинии. За усердную многолетнюю службу Церкви он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и золотым наперсным крестом.

Помимо приходских трудов отец Александр принимал активное участие в епархиальной жизни и был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества, являвшегося первым церковно-научным учреждением на Северном Кавказе.

4 февраля 1908 года он был переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. Овдовев в 1911 году, он вплоть до своей кончины жил вдовцом. Как благочинный, отец Александр представлял интересы духовенства округа в качестве делегата на общеепархиальных съездах священнослужителей, принимал участие в работе съездов духовенства Екатеринодарского училищного округа, ревизировал деятельность городского духовного училища.

После февральского переворота 1917 года настало время тяжких испытаний для страны и Церкви. Вспыхнула гражданская война, охватившая всю Кубань и Северный Кавказ. В марте 1918 года разрозненный большевистский отряд захватил станицу Георгие-Афипскую, силой установив советскую власть. По станице прокатилась волна безудержного насилия, начались скорые расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». В это же время был схвачен и расстрелян красноармейцами отец Александр.

В «Обращении Церкви Екатеринодарской к христианским Церквям всего мира», опубликованном 7 апреля 1919 года в газете «Вольная Кубань», о случившейся трагедии кратко сообщалось следующее: «в станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски». После освобождения Кубанской области от большевиков началось расследование обстоятельств гибели отца Александра Особой следственной комиссией по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России.

На основании собранных материалов члены Особой комиссии в одном из следственных документов об обстоятельствах смерти отца Александра в краткой форме писали: «Флегинский Александр, священник станицы Георгие-Афипской Кубанской Области. Избит с бесконечными глумлениями, выведен был за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя».

После освобождения станицы Георгие-Афипской от большевиков Добровольческой армией в августе 1918 года, растерзанное тело отца Александра было обнаружено за пределами станицы спустя семь месяцев после убийства. Эти данные подтверждает следственная комиссия и метрическая запись об отпевании отца Александра в Александро-Невском войсковом соборе города Екатеринодара, где датой смерти является 24 марта, а датой отпевания и погребения 18 сентября 1918 года.. Похоронили отца Александра на городском Екатеринодарском (Всехсвятском) общем кладбище, вероятно, рядом с могилой его матушки.

В настоящее время в Георгиевском храме поселка Афипского Северского района (бывшей станицы Георгие-Афипской) чтится память о бывшем настоятеле этого храма священнике Александре Флегинском. В 2015 году могила отца Александра была обнаружена. К сожалению, надгробие на могиле было разрушено, сохранился лишь фундамент. Усердием прихожан и настоятеля Афипского Георгиевского храма оно было восстановлено в 2017 году.Двое священников, замученных в 1918 году на  Кубани причислены к Лику Святых

 

Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет