Умная милостыня » Сайт храма Рождества Христова г.Краснодар

Умная милостыня

«Просящему, дай!» Этот Божий призыв - бальзам на нашу душу (и на руку) всех тех кто стоит с протянутой рукой перед оградами Храмов. Подождите… А что-то протянутых рук почти не видно. Сплошь - замызганные пластиковые стаканы из-под сметаны и прочих кисломолочных продуктов. И не в руках, а - на тротуарах. Под ногами прохожих. Да и не все нищие сегодня нищенствуют. Большинство из них приходят к вратам храма, как на ежедневно работу. Не ухоженные, не бритые, в обтрепанной одежде с нарочито выставленными своими увлечениями… Таков театр этого попрошайничества, за которым скрывается духовно- безбожная пустота.

Так давайте зададимся вопросом: какая должна быть милостыня? И поищем ответ в сборнике изречений преподобных Старцев Оптинских. Преподобный Антоний: «Польза милостыни такова: что сколько мы ни оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу по Его словеси:      « Аминь глаголю вам, понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите».

Преподобный Нектарий: «Если кому-то удается сделать что-либо доброе ли подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это! «Надо также творить милостыню с разумением, чтобы не повредить человеку».

Об этом повреждение милостыней - дальнейший рассказ.

Около одного из храмов Краснодара «пустили корни» несколько колоритных «нищих», некоторые из которых представляют опасность для прихожан и проходящих мимо людей. Среди них - тот, кто носит нож, он неоднократно отбывал наказание за применение его против другого человека, отсидит - и снова тут как тут. Думайте, грех замазывает? Нет! Церковь - ни ногой. Просит на «лекарство от забвения». И, приняв его, валяется  в безчувственном состоянии на обочине тротуара, где и напросил денег на «лекарства». Сборище «стаканопросителей» здесь дневало бы и ночевало, если бы на церковном дворе не было круглосуточной охраны. Слава Богу, что хоть выдворила она их за церковную ограду!

И вот однажды после литургии вышел настоятель храма на амвон и обратился к прихожанам: «Я хочу, чтобы те, кто сидит у нашего храма под видом нищих, ушли отсюда. И прошу вас, не подавайте им денег на их, так называемые, «лекарства». Не подавать, прошу вас». Я как раз была на службе. И, услышав эту мольбу батюшки, подумала, как же надо настрадаться, чтобы запросить помощи у своей пасты?! И вспомнила, как «стаканопросители» несколько раз обманывали настоятеля, прося у него деньги на «лекарства». По вере своей он им давал. Они же по своему неверю в веру подавшего им, напивались до такой степени, что, вернувшись на церковной двор в невменяемом состоянии, перед храмовой иконой Божией Матери не благодарственные молитвы чинили, а совершенно противоположные действо, сопровождаемое словесной мерзостью. Как же отреагировали прихожане на обращение своего пастыря? Все послушали. Да и не все услышали. Помните, как у Святителя Николая Сербского: «Много верующих, но мало послушных»? Некоторые как отдавали свои монеты и купюры, так и падают, чиня явное непослушание. То, что результат - нулевой, подтверждает два факта: из этого сборища никто ни с места не сдвинулся, и даже новенькие появились. Настоятель предпринял вторую попытку. Теперь на дверях притвора и церковном дворе развешены объявление следующего содержания: « Дорогие братья и сестры! Не давайте деньги просящим, так как после вашей милостыни они напиваются, а потом дерутся и матом оскорбляют Пресвятую Богородицу, оскверняют храм запахом водки. А вина лежит на нас, так как деньги дали мы. Приносите им продукты, одежду свою любовь».

Замечу, проходить мимо просящих требуется выдержка. Стала свидетельницей такой сцены. Розовощекий крепыш, давно подсевший у врат храма на милостыню, завидев одну из прихожанок, завопил на всю округу: «смотрите мать Кобра пришла»! Женщина спокойно прошла мимо, а здоровяк всё равно и вдогонку.

Попозже я подошла к ней спросила: «это кто вас так поприветствовал»?

- Рэкетир среди просящих. Он деньги у них отбирает. Мне жаловалась вон та старушка в красном платочке. Он к ней всегда подходит и говорит: «Отдавай мне деньги». Тогда я подошла к рэкетиру и предупредила, если он не прекратит свой промысел, лично вызову полицию. Он несколько дней не приходил. Сейчас он опять здесь стоит. Увидела объявление нашего настоятеля о приношении любви, как милостыни. И стала, проходя мимо них, шептать: «Господи, подай просящему то, что Ты считаешь необходимым для его спасения». Это называется духовной милостыней. Я прочитала о ней у одного из старцев и стал применять. И говорю теперь им: «Что вы сидите здесь молитесь на копейке? Идти на службу в храм! Там молитесь. Вам Господь больше подаст духовной радости и здоровья». Но многим из них - бутылка горячительного нужнее Божьей благодати. Я одному инвалиду на днях подала два турецких мандарина, чтобы отца моего помянул. Больших, как апельсины. А он так растерялся, что не знал, как их в руках держать. В стакан из под сметаны, который перед ним стоял, их не уместить.

Поблагодарив прихожанку, я пошла писать этот текст, думая, какой должна быть умная милостыня? И представилось мне она – обоюдо - ответственной! И у просящего, и у дающего. Ведь это Небесная проверка для всех нас. Как мы относимся к Богу? Обманываем его? Милостыня должна быть не мимоходный! А для скольких людей, мимо храма идущих, она именно такая. Им некогда помолиться, некогда в церковь зайти. Забыли, когда причащались. Шли мимо забулдыги, кинули ему в стакан в грошек. И полегчало: вот какие мы милостивые! Богу угодили! А угодили ли? Тот мужик даже их имени не спросил. А ведь раньше нищие во время литургии никогда не сидели за оградой, а шли в храм помолиться за своих благодетелей. И сегодня этот околоцерковный нищеброд, по правилам, должен бы не вдоль ограды высиживать копейку, а со свитком имен их подателей стоять на службе просить здравия им на многие лета. Тогда это будет обоюдная милостыня, угодная Богу. Воцерковленным, богобоязненным нищим милостыней не повредишь. И бабушке-соседке, которая постоянно в храме бдит - тоже.

Кстати, регулярного прихожанина видно невооружённым взглядом. Вот таких людей светлый лик, добрый взгляд, спокойное выражение лица и опрятный вид. От чего, спросите вы? От снисхождения Божией благодати, которую они получают под сводами храма. Да и в затрапезном виде на службу верующий человек не придет. Ведь церковь - Дом Бога. А мы - Его дети. Православный человек знает: главное не брать, а отдавать. Бескорыстно и с любовью. Молись и в храм ходи. Помогай тем, кому хуже, чем тебе. И тебе отблагодарит Бог через того человека, которого Сам изберет. Околоцерковным попрошайкам этого не понять. Они верят в помощь людей и их денег. От того и нищенствуют, отказавшись от воцерковления. Об ущербности попрошайничества нашла у святителя Николая Сербского: «Сказано где-то у пророка: проклят всякий надеющийся на человека (Ср.: Иер. 17, 5). Очевидно, что тот, кто полагает упование на смертного человека, на мыльный пузырь, а не на Бога Вседержителя, проклят. И это проклятие, лежащие на нём и на доме его, заметно и в каждый день его жизни. Ясно также, что проклят всякий человек, молящий только человека и не умоляющий Того, Кто всё держит и всё может».

Так какой же должна быть умная милостыня? Трехсоставной: еда, молитва и призыв к Богу - в Церковь, а попрошайничество - это блуд от Бога. И теперь понятно, как мягко обратился к нам отец настоятель. Оказывается, он боится за свою паству, чтобы мы не стали соучастниками этого греха не оказались с теми, кому Господь скажет: «Отойдите от меня, проклятые, в огнь вечной».

 

По материалам газеты "Православный голос Кубани" (№11, ноябрь 2017г., стр. 12).

Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!


Назначение пожертвования

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет