Афонские листки, № 162. Святость и важность брачного союза » Сайт храма Рождества Христова г.Краснодар
» » Афонские листки, № 162. Святость и важность брачного союза

Афонские листки, № 162. Святость и важность брачного союза

Есть, братия, союзы у нас такие, которые заключены и освящены Самим Богом, и которых потому не вправе разрушить никакая власть человеческая. Какие союзы? Те, которыми составляется и поддерживается вся наша общественная жизнь. Таковы важнейшие союзы семейные, гражданские и церковные; о них можно сказать: еже Бог сочета, человек да не разлучает. – Какой самый первый союз? – Без сомнения, супружеский.

Как важен союз супружеский, видно из того, что н заключен Богом еще в раю, и Богом же указана иная цель этого союза: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 27-28). Значит, в супружестве корень всякого общества человеческого, и благословение Божие, данное супружеству, простирается на весь род человеческий. Потому великое благо происходит от тех супружеств, которые сохраняюсь на себе благословение Божие, но великое зло от тех супругов, которые по своей вине, теряют это благословение, или заключают свои союзы совсем без благословления – самовольно. Так, худые супружества, заключенные противно воле Божией, умножили развращение в мире допотопном и навлекли страшный гнев Божий на весь род человческий. Господь Иисус Христос показал важность союза брачного не только тем, что благоволил на брак в Кане Галилейской в первый раз открыть чудодейственную силу Свою, но и тем, что в Церкви Своей открыл особенный источник благодати для христианских супругов, прияв союз их в число священных таинств Своих. Тайна сия т. е. тайна брака, велика есть: аз же глаголю во триста, и во Церковь (Еф. 5, 32): так изображает Апостол высокое значение брака христианского. Велика, говорит, тайна брака, потому что есть образ святейшего союза Христа с Церковью. Из этого высокого понятия о браке христианском производятся все обязанности христианских супругов.

И во-первых: христиане, вступающие в брак, не обязаны ли должным образом приготовиться к столь важному и священному союзу, который заключается на всю жизнь? От сочетавающихся требует Церковь известного совершеннолетия для того наипаче, чтоб они могли разуметь значение брака и важность тех обязанностей, которые принимают на себя чрез брак. Требует также Церковь, чтобы будущие супруги хорошо знали Закон Божий, дабы со временем могли научать вере и благочестию детей, каких дарует им Бог. Притом предоставляется достигшим совершеннолетия свобода соглашаться на предлагаемый им брак или не соглашаться; воспрещается всякое принуждение к браку, да будет этот союз союзом любви а не связью невольнической. Впрочем, какая должна быть любовь сочетавающихся? Не страстная и слепая, которая не рассуждает и не знает важности союза брачного; а благоразумная, рассудительная, покорная воле Божией и огражденная страхом Божиим. Если так хорошо приготовят себя жених и невеста к таинству брака, то удобно будет для них исполнять и те важные обязанности, Какие происходят от этого союза, освящаемого Церковью.

Главные и общие обязанности христианских супругов: любовь и верность – добродетели, которые всего более уподобляют союз их союзу Христа с Церковью. Любовь их да будет чистая, не пристрастная к каким-либо выгодам мирским, любовь во всяком случае готовая и душу положить за друга своего. Верность супружеская должна быть непоколебимая, неизменная до смерти, верность, чуждая не только дел, но и мыслей и чувствований прелюбодейных. Да почитают супруги себя один другому принадлежащими и одну плоть составляющими, по Писанию: будета два в плоть едину. Так учит и св. Апостол: жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена (1 Кор. 7, 4). К общим обязанностям супругов относится также взаимное вспоможение их один другому, которое христиане не должны ограничивать одними житейскими нуждами, но должны простирать и на духовные потребности, то есть должны вспомоществовать друг другу в деле спасения, утверждать друг друга в вере и уповании на Бога, молиться не только друг за друга, но и друг с другом, и таким образом составлять, в малом круге своем, домашнюю церковь. В особенности все это нужно тогда, когда Бог дарует им детей – нужно, говорю, для того, чтобы дети их одушевлялись христианскими добродетелями своих родителей.

Какие особенные обязанности мужа и особенный обязанности жены? Одни производятся из того отношения, в каком поставляем слово Божие мужа к жене и жену к мужу. Муж есть глава жены, – говорит Апостол (Еф. 23), а жена называется телом сей главы. Как глава управляет телом, предусматривает опасности для него, защищает его; так муж имеет правительственную власть в доме, обязан хранить и защищать жену свою; он преимущественно должен заботиться о содержании и ее и всего семейства. Так именно заповедует Апостол: тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь (Еф. 5, 28-29). – Что говорится жене? – Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу. Якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем (Еф. 5, 22-24). Сказано также: жена да боится своего мужа. Какое разумеется здесь повиновение и какая боязнь? Повиновение и боязнь любви. Ибо таково повиновение и боязнь Церкви в отношении к Христу, с каким отношением сравнивает Апостол и отношение жены к мужу. Что же такое повиновение и боязнь любви? Повиновение во всем, что не противно закону, охотное, свободное и искреннее; боязнь не мучительная, рабская, но благодушная и дружеская, то есть опасение и заботливая осторожность, чтобы не оскорбить чем любимого и уважаемого друга. Впрочем, не должен ли и муж уважать свою жену? И ему предписывает Апостол Петр воздавать честь жене. Мужие, – говорит, – вкупе живуще с своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женску, воздающе честь (1 Петр. 3, 7). Какую честь? Как своей помощнице, как хозяйке дома, как матери детей, а особенно, по слову того Апостола, как сонаследнице благодатной жизни. В этом отношении, то есть в деле спасения, совершенно одинаковы права и преимущества мужа и жены, как свидетельствуем Апостол Павел: о Христе Иисусе, – говорит, – несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте (Гал. 3, 28). С своей стороны жена не имеет ли права давать полезные советы своему мужу? Некогда Сам Бог повелевал Аврааму слушать гласа Сарры, когда она защищала честь своего сына Исаака (Быт. 21, 12). Так и супруга христианская да блюдет честь своего семейства, а если видит неосторожные поступки мужа, да старается с кротостью предостерегать его от заблуждений и вразумлять. Впрочем, благочестивая жена может и должна благотворно действовать на мужа не столько словом, сколько примером: да аще, – пишет Апостол Петр, – неции мужие не повинуются слову, женским житием пленени будут (1 Петр. 3, 1). Тот же Апостол заповедует христианским женам стараться об украшении себя не красивыми одеждами, а наиболее кротостью и терпеливостью: имже, – говорит, – да будет, не внешняя плетения влас, обложения злата, или одеяния риз лепота, но потаенный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа (1 Петр. 3, 3-4). Вот истинная красота, которая не увянет и в старости; вот украшения, достойные всякого уважения, которые не только не разорительны для семейства, а составляют наилучшее богатство его! Ибо жена добляя, по слову Соломона, дражайши камения многоценнаго: дерзаешь на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится (Притч. 31, 10-11).

Спросят: как должно думать о жизни безбрачной, какую в наш век так многие проводят? – Должно, братия, различать жизнь чистую, девственную, и жизнь безбрачную, нечистую, беззаконную. Первая есть украшение христианства и похваляется в слове Божием; а вторая осуждается и учением Евангельским и законом естественными и наносит бесчестие христианскому имени. Против столь беспорядочной жизни довольно привести следующее грозное изречение Апостольское: честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судить Бог (Евр. 13, 4).
Ваша лепта

Вы можете пожертвовать на благое дело. Мы будем благодарны любой помощи. Спаси и сохрани вас Бог!



Назначение пожертвования

Также вы можете пожертвоватьнапрямую на рассчетный счет