05.02.2020

Неделя о мытаре и фарисее (с 9 по 15 февраля)

Крест Господень фото 2
Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году выпадает на 9 февраля и закончится 15 февраля.

Эта неделя особенно обращает внимание христианина на покаянный настрой и начале молитвенного делания перед постом. Хотя, при этом церковный устав отменяет пищевой пост, поэтому во всю неделю и даже в рядовые постные дни (среда и пятница) благословляется вкушение любой пищи. Тем самым показывая, что смысл грядущего поста не в отказе от еды, но прежде в покаянии и молитве.
Мытарь и фарисей 1
Почему неделя названа в честь мытаря и фарисея, известно многим. Об этом в интернете сейчас можно почитать везде. Поэтому хотелось бы обратить внимание наших читателей на то, что часто сокрыто - на те самые покаянные молитвы и песнопения, которые поются в храмах за Всенощным бдением, субботним вечером.

Первое чтение Триоди Постной
Каждую субботу в большинстве храмов Православной церкви вечером служится Всенощное Бдение. Самым ярким и торжественным моментом службы является полиелей. Зажигаются все светильники, священнослужители выходят в центр храма с зажженными свечами, поются торжественные песнопения, воспевающие Воскресение Христово. Предстоятель кадит весь храм, наполняя его благоуханием фимиама.

И наконец — самое главное. Торжественно выносится Святое Евангелие и прочитывается один из отрывков, рассказывающий о воскресении Господа. Сразу же вслед за этим все молящиеся единодушно поют одну из радостнейших песен церковных:
Воскресение Христово видевше
Поклонимся святому Господу Иисусу
Единому безгрешному…
Песнопение это пасхальное, ведь каждое воскресение, это малая Пасха. Но каждый год на одной из таких служб вдруг сразу же за радостным пением Воскресной Песни, ликование внезапно обрывается, гаснут светильники, храм погружается в темноту и начинает звучать совсем иная, совсем уже не радостная песнь:
Слава, глас 8:
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен:
но яко щедр, очисти
благоутробною Твоею милостию. 

И ныне, Богородичен:
На спасения стези настави мя Богородице,
студными бо окалях душу грехми,
и в лености все житие мое иждих:
но Твоими молитвами
избави мя от всякия нечистоты.
«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост.
Покаяние фото 1
Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы будем слышать его на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
Кондак:
Воздыхания принесем мытарская Господеви,
и к Нему приступим грешнии яко Владыце:
хощет бо спасения всех человеков,
оставление подает всем кающимся.
Нас бо ради воплотися,
Бог сый Отцу собезначальный.
По своему содержанию кондак в неделю о мытаре и фарисее стоит довольно близко к самой притче. Песнописец призывает нас уподобиться евангельскому мытарю и принести покаяние Христу – ибо именно ради спасения всех людей Он, не имеющий начала, как и Отец, стал человеком.
Мытарь и фарисей 2
Смотря на фарисея — укоренного, не думайте, что дела правды, благочестия, благотворительности и строгого воздержаний ничего не значат пред очами Божиими. Нет! Господь укорил фарисея не за дела, а за то, что он начал хвалиться ими, что на них одних основал всю свою надежду, забыв о грехах, от которых, конечно, не был свободен.

Равно, смотря на мытаря, не подумайте, что грехи маловажны пред Богом. Нет! Господь хвалит мытаря не за то, что он грехами своими поставил себя в такое состояние, что и на небо воззреть не был достоин, а за то, что, доведши себя до сего злым произволением своим, он жалел и сокрушался о том, в одной милости Божией чая обрести себе избавление,— хвалит за этот поворот от греха ко Господу, за дух смирения и болезнования сердечного, в коем взывал: «Боже, милостив буди мне грешному!».