08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Молитва благодарения. ч.1

Шмеман.jpg
Молитва, которая составляет вершину литургии и через которую, по вере Церкви, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, именуется благодарением, или по-гречески евхаристией.

Когда исполнено все, что так или иначе подводило нас к этой вершине, когда Церковь исповедала себя как единство любви и веры, священник возглашает: Благодарим Господа. И на этот возглас собрание верующих всегда, с первого дня существования Церкви отвечает Достойно и праведно, тем самым подтверждая это благодарение как свое. И именно потому, что благодарение открывается нам как вершина и завершение, как акт, в котором исполняется все, о чем мы молились, к чему стремились и восходили, к чему звала и во что включала нас Литургия (и, можно прибавить, вся христианская вера), следует хотя бы вкратце определить смысл благодарения как такового и его место в нашей жизни.

И здесь, как всегда, нужно сперва пробиться сквозь ту привычку, из-за которой мы перестаем по-настоящему слышать и воспринимать не только слово «благодарение», но и множество других слов, которые, если в них вдуматься, должны бы постоянно нас удивлять и радовать, или, напротив, исполнять страха и трепета. Ибо привычка есть своего рода способность защищать себя от всего, что делает жизнь трудной, и в особенности трудной в высоком смысле этого слова, то есть требующей усилия не только физического, но и духовного.