08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Молитва благодарения. ч.2

Шмеман.jpg
Нам легче жить в буднично-привычном мире, отношения с которым – с составляющими его людьми, вещами и явлениями – не требуют от нас внутреннего усилия. «Перемелется – мука будет» – говорит пословица. И вот эта «мука», густым слоем которой покрыта вся наша жизнь, есть привычка, позволяющая не вдумываться, не удивляться, не ужасаться – словом, не тратить, как принято говорить, «душевную энергию». В духовной же жизни привычка – самая большая опасность. Вот пример: входя в храм, мы видим Распятие, то есть Крест с пригвожденным на нем Богочеловеком. Но мы так часто видим это Распятие, что, бросая на него привычный взор, по-настоящему не замечаем его. Ибо привычка есть то самое состояние, о котором Христос сказал: Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете– и не увидите (Мф.13:14).

Между тем вера, как состояние, отличное от простого и привычного знания, по самой сути своей не может и не никогда не должна превращаться в нечто привычное. В Бога, в Христа нельзя веровать «по привычке». В том-то и суть веры, что она врывается в мир, усыпленный привычкой, снимает с жизни покров привычки и ставит нас перед лицом высшей реальности всегда как бы впервые.

И вот если вдуматься теперь в сущность того, что мы называем благодарением, нельзя не подивиться ему как некоему чуду. Ибо «природный», а лучше сказать – падший мир не просто не нуждается в благодарении, но живет, так сказать, в постоянном его отрицании. «Борьба – закон жизни», «в борьбе обретешь ты право свое», «борьба классов», «борьба за национальное самоопределение» и т.п. – именно такое миропонимание прививают нам с первых дней жизни. А чего достигают борьбой, за то не благодарят.