08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Молитва благодарения. ч.3

Шмеман.jpg
И вот оказывается, что благодарность, благодарение является в этом мире как чудесное исключение из его правил. Ибо благодарение есть абсолютно свободный ответ на дар – ответ, нарушающий всемирный закон борьбы, которым как раз и исключается всякий бескорыстный дар. Падший мир и весь опыт жизни в нем говорят: «Подарков не бывает, за все нужно бороться, за все нужно платить». Благодарение само собою доказывает возможность дара, а значит – совсем иной жизни, где царят свобода, радость и любовь. Ибо дар – это то, что дается без борьбы, без принуждения, от полноты сердца, дар – это то, что радует, ибо он только там, где любовь. Благодарение и есть, следовательно, признание и приятие дара, радость о нем и ответная любовь, и все это – как дело внутренней свободы.

Безбожники отрицают Бога на том основании, что если Бог есть, тогда человек – всего-навсего раб. Но там, где есть благодарение, преодолевается, заканчивается, исчезает рабство. Раб не благодарит, но либо по-рабски покоряется, либо по-рабски же бунтует. Благодарность освобождает человека и одновременно дает ему познать Бога не как деспота, а как любовь, воплощенную в даре. Благодарение, как и дар, всегда свыше и никогда снизу. Вот почему оно составляет вершину литургии, ее увенчание и исполнение. Литургия возводит нас к чистому благодарению, к чистой хвале, а потому – к чистой, свободной и поистине Божественной жизни. Благодарим Господа! – Достойно и праведно. Вот снова с нами вся полнота, весь свет подлинной жизни, утерянной нами в грехе, который – и это так важно понять! – есть по самой сути своей отпадение в рабство и мрак себялюбия, а стало быть – отказ от благодарения. «Благодарим Господа» – это знание Бога, это постижение мира и жизни как Божественного дара и это постижение себя и собственной жизни как ответного дара Богу.

И только достигнув этой полноты, можно уразуметь последнюю тайну: почему хлеб и вино, т.е. Божественный дар пищи и одновременно наш дар Богу, становятся в этом благодарении дарованием Тела и Крови Христа, т.е. самой богочеловеческой Его жизни.