26.12.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Предрождественские беседы. ч.4

шмеман.jpg
Два воскресных дня, предшествующих празднику Рождества Христова, посвящены в Церкви воспоминанию тех, кого она называет в своих молитвах и песнопениях «праотцами» и «отцами», т.е. предками Христа.

Речь идет, конечно, не о физическом родстве, а о родстве духовном, т.е. о людях, что на протяжении многих веков как бы подготовили пришествие в миp, явление в миpe Иисуса Христа. Среди этих духовных предков Христа мы вспоминаем прежде всего Авраама, которого апостол Павел называет «отцом верующих» (ср.: Рим. 4:17; Гал. 3:7), ибо с его послушания воли Божией, с его веры начинается, по христианскому учению, история спасения, находящая свое завершение и исполнение во Христе. Вспоминаем сына Авраамова Исаака и внука его Иакова. Вспоминаем Моисея, выведшего народ свой из рабства на свободу. Вспоминаем пророков, праведников, святых, которые, по слову церковной молитвы, «в каждом поколении прославили Бога».

В чем же смысл для нас, для нашей веры этого воспоминания, этого обращения вглубь человеческой истории? Почему воспоминание это необходимо нам сегодня? Прежде всего потому, что, вспоминая этих бесконечно отдаленных от нас во времени людей, эти десятками веков отдаленные от нас события, мы утверждаем, что история человечества исполнена глубокого духовного смысла, что смысл этот открыт нам и что мы сами – участники этой истории, и участники не пассивные, но активные.

А вспомнить и утвердить это особенно важно в наши дни, ибо миp, в котором мы живем, и идеологии, которые им владеют, навязывают нам совсем другое понимание истории. Да в миpe и всегда, по существу, сталкивались два понимания истории и, что еще важнее, два понимания того, какое место занимает в ней человек, т.е., каждый из нас.

Не случайно, конечно, атеистическая и материалистическая идеология, говоря об истории, никогда не говорит о человеке. Она говорит о «классах» и «классовой борьбе», об обществе и «законах», жизнь общества определяющих. Человек в этой материалистической истории растворен в какой-то абстракции – в том или ином «классе», а человеческое самосознание (если о нем вообще заходит речь) называется «классовым». Историю тут творят не люди, а безличные «массы», подчиненные безличным «законам».

Так вот, христианское понимание истории и человека в ней раскрывается как противоположность этой расчеловеченной, обездушенной схеме. Ибо христианство всегда было обращено к истории и задолго до материализма провозглашало, что миp и его бытие во времени направлены к раскрытию некой цели, к раскрытию некоего смысла. Но христианство всегда утверждало и утверждает, что носитель этой цели и этого смысла, свободный участник и подлинный творец истории не безличные «законы экономики», не «производственные отношения» и т.д., а человек во всей его полноте, единственности и неповторимости, т.е. личность.

На обращенный к нему таинственный зов Авраам ответил свободным согласием. Он сказал Богу «да», хотя мог сказать «нет». Но он сказал «да», и это «да» стало началом исторического процесса, приведшего к событиям Рождественской ночи. И это «да», и это «нет» каждый из нас волен произносить ежедневно, ежечасно. Перед нами всегда стоит выбор между добром и злом, тьмой и светом, свободой и рабством.

И вот эту внутреннюю силу человека, эту власть его над историей утверждает и празднует Церковь в последние два воскресения перед Рождеством. «Что могу я один против всех?» – спрашивает человек. «Ты можешь всё!» – отвечает христианская вера. И поскольку это так, то не бессмысленна и сама история, не бессмысленна и жизнь каждого из нас. Рождество Христово – это праздник, это торжество подлинной силы, подлинной человечности над всем, что расчеловечивает и порабощает человека.