26.12.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Предрождественские беседы. ч.5

шмеман.jpg
 В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Не указано даже время года, хотя, судя по тому, что в евангельском повествовании о Рождестве появляются пастухи, бывшие ночью при стаде, можно думать, что событие это произошло летом. Откуда же и как возникла дата 25 декабря?

Вопрос этот следует задать не из праздного любопытства, ибо из ответа на него выясняется отношение христиан к внешнему миру, еще не узнавшему Христа.

Дело в том, что распространение христианства в Римской империи совпало с последними попытками язычества организоваться в универсальную систему – культ Солнца. В 70-х годах III века нашей эры римский император Аврелиан сделал это культ государственной религией. Солнце почиталось там как источник жизни и потому – как верховное божество. Подобно всякому языческому культу, культ Солнца был обожествлением природы, ее животворных сил. Главным же его праздником считались дни так называемого зимнего солнцестояния, т.е. последние дни декабря, когда после наибольшего своего удаления от Солнца Земля начинает новое к нему приближение и происходит постепенное умножение света и тепла, которое сулит возвращение весны, воскресение природы и торжество жизни над зимним оцепенением. Астрономических законов вращения Земли вокруг-Солнца люди той эпохи еще не знали, и ежегодная победа света над тьмой, ежегодное возвращение жизни было для них делом чудесным и божественным. Виновником же этого чуда было солнце. Таким образом, солнечный культ стал последней великой религией язычества, а праздник зимнего солнцестояния в декабре – последним большим языческим праздником.

Именно в культе Солнца встретили христиане главного противника, именно он дал христианству последний бой. В начале IV века римский император Константин, прежний солнцепоклонник, обратился в христианскую веру. Кончилась эпоха гонений. Церковь получила возможность открыто и беспрепятственно устраивать свою жизнь, возводить храмы и, главное, проповедовать. По мнению историков, к моменту Константинова обращения христиане составляли не более десяти процентов населения империи. Причем принадлежали они почти целиком к населению городскому, земледельческий же слой христианством оставался почти не затронут. И вот необходимо было донести Евангелие, т.е. Благую весть о Христе как Спасителе миpa от греха и смерти, до этих девяноста процентов для обращения, т.е. победы над язычеством. Но истинная победа над ним могла быть достигнута не внешним принуждением, а только через раскрытие спасительной и универсальной истины христианства.

Главным же методом этого обращения Церкви было использование самих языческих верований, их сублимация, т.е. очищение и претворение, наполнение христианским содержанием. Так, в декабре язычники бурно праздновали событие, которое называли рождением Солнца, непобедимого бога. И в тот же день христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа как пришествие в миp подлинного – ибо духовного – Солнца, вхождение в миp подлинного – ибо духовного – света, подлинной – ибо духовной – победы. Поэтому в день Рождества Христова мы и поныне поем: «Рождество Твое, Христе, Боже наш, воссияло миру свет разума и научило поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя познавать с высоты восхода. Господи, слава Тебе!»

Как видим, христианство приняло привычную для язычников, для всей дохристианской культуры тему солнца как света и жизни и использовало ее для раскрытия своей веры. «Вы верите в солнце, – как бы сказала Церковь миру, – но природное солнце есть символ, отблеск и орудие иного, высшего Солнца, и в Нем свет, жизнь, победа. Вы прославляете рождение природного солнца, мы же зовем вас прославить рождение в миp Солнца правды, зовем возвести свой ум, свое внутреннее зрение от природного и тварного к духовному и несозданному!»

Так возник праздник, ставший исполнением предчувствия земной и природной религии. Вере в светоносность миpa, в победу света над тьмой и жизни над смертью – всему тому, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу, христианство дало имя Христос. Таким образом, праздник Рождества Христова – это увенчание всей неистребимой в человеке жажды смысла, добра, полноты и одновременно начало новой религиозной эпохи. Эпохи не обожествления природы и ее слепых сил, а поклонения Тому, Кто над природой, хотя и отражен в ней, Кто сам источник всей жизни, ее содержание и цель. Так было изнутри преодолено язычество, поклонение твари вместо Творца. Так освобожден был от порабощения миру и природе человек, принявший в себя небесный «свет разума».