26.12.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Предрождественские беседы. ч.7

шмеман.jpg
«Се, возвещаю вам радость великую» (ср.: Лк. 2:10) – с этих слов ангела пастухам, сторожившим стадо в Рождественскую ночь, начинается Евангелие, начинается христианство. И, может быть, труднее всего вместить, понять человеку именно то, что радость, ни на какую земную не похожая, составляет самую сущность христианства.

Каждый христианский праздник, да, в сущности, и каждый день, есть не только напоминание об этой радости, но всегда, снова и снова, дарование ее. Так, каждое утро в храме радостно воспевают: «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый (т.е. приходящий. – Прот. А. Ш.) во имя Господне»82. И эта песнь означает, в сущности, ежедневное празднование Рождества, радость о пришествии Христа в миp тогда, две тысячи лет назад, и о том, что Христос всегда грядет, всегда приходит к нам. Но, конечно, полным своим светом, всей своей силой вспыхивает и зажигает наше сердце эта радость великая в дни, когда нарочито празднует Церковь рождение в маленьком городке Вифлееме – и даже не в городе, а за пределами его, в пещере, – Божественного Младенца.

Холодно и темно в миpe в эти короткие декабрьские дни. Так скупо льется солнечный свет, так мертва в своей ледяной скованности природа. И в этой темноте, в этом холоде сначала как бы вполголоса, а затем все сильнее, все радостнее звучит эта удивительная песнь-призыв: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!»
Давайте вслушаемся не только в музыку этих удивительных слов, но и в их смысл, и не только в вечный, но и в тот, какой имеют они для нас сейчас, сегодня, для этих вот условий, для жизни каждого из нас во всей ее единственности и неповторимости.

«Христос раждается, славите!» Подчеркну сразу: не родился, а рождается, как если бы событие, совершившееся много веков назад, продолжало совершаться и поныне. И, конечно, именно таков смысл этого «раждается», ибо весь смысл нашей веры в том, что совершившееся тогда, почти два тысячелетия назад, совершилось с тем, чтобы стать событием для нас, в нашей жизни, в нашей судьбе. Это мне возвещает ангел «радость великую» и возвещает ее как мою радость; это моя жизнь призвана стать встречей с Богом, приходящим в образе Ребенка, стать радостью, чистотой, блаженством. Пусть мое сердце будет пещерой, в которой загорелся этот спасительный свет, вся моя жизнь – этим миpoм, горящим звездной славой Божественного откровения. Христос приходит ко мне, и моя жизнь становится славословием: «Христос раждается, славите!»

А за этим – второй призыв: «Христос с небес, срящите!» И снова: встречайте сегодня, сейчас, и это значит, освободитесь от всего мешающего нашей жизни стать встречей с самым главным, самым драгоценным – тем, что Евангелие называет единым на потребу (Лк. 10:42), о чем говорит: Ищите же прежде Царства Божия (Мф. 6:33).

И наконец последнее: «Христос на земли, возноситеся!» Вся христианская вера, вся христианская жизнь в этом одном: Бог пришел на землю, чтобы мы поднялись на небо; Бог снизошел, чтобы мы возносились, ибо где Бог, там небо, там вечный свет, там смысл и истина, там радость. Бог на земле – и потому земля освящается, и потому наша жизнь становится восхождением.

Вот смысл песнопения, которым готовит нас Церковь к празднику Рождества Христова, вводя в его великую радость. И даже если нет у нас возможности в эти подготовительные к празднику недели чаще ходить в церковь, хоть сколько-нибудь освободиться от сковывающих забот и треволнений жизни, попробуем запомнить и как можно чаще повторять в сердце эти три утверждения, три призыва: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!» И увидим, как незаметно будет входить в сердце и возрастать там та радость великая, с которой начинается Евангелие и в которой сущность нашей веры.