08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Целование мира и исповедание веры.ч.1

Шмеман.jpg
За принесением хлеба и вина к престолу на Великом входе следует целование мира и исповедание веры. Остановимся кратко на двух этих моментах, в которых еще глубже раскрывается смысл литургии.

Возлюбим друг друга... – возглашает диакон. В древней Церкви вслед за этим возгласом все собравшиеся за литургией целовали друг друга. Теперь такое целование совершается только в алтаре, между священнослужителями. Но смысл его остается тем же: литургия есть таинство любви, ибо сама вера и Церковь Христова основаны на любви. Но необходимо решительно подчеркнуть, что та любовь, которую мы, по слову апостола Павла, запечатлеваем святым целованием (1Кор.16:20), не есть любовь падшего мира, которая и сама оказывается по преимуществу любовью падшей. Будучи поистине даром Божиим, любовь после грехопадения человека отравлена его эгоизмом и себялюбием. Об этом и предупреждал Христос Своих учеников: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? <...> Heтак же ли поступают и язычники? (Мф.5:46) Любовь к себе, к «своему» неизбежно оборачивается если не прямой ненавистью, то, во всяком случае, нелюбовью ко всему «чужому».

В мире бесконечно много любви. Однако не в том ли падение мира, что любви этой почти всегда, словно тень, сопутствует нелюбовь? Но Христос пришел разрушить этот страшный закон падшего мира и разрушил Его тем, что даровал нам Свою Божественную любовь, которая объемлет всех и каждого, превращая их в братьев и ближних, т.е. своих Ему и друг другу. Достичь такой любви собственными силами мы не можем. В лучшем случае можно достичь доброжелательности, терпимости и т.п. Но для того чтобы в каждом человеке, так или иначе входящем в нашу жизнь, увидеть своего и ближнего, нужна помощь свыше. И эту помощь, этот дар любви подает нам Сам Христос.