08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Целование мира и исповедание веры.ч.2

Шмеман.jpg
Можно сказать совсем просто: в Церковь, т.е. в собрание верующих, мы идем не для того только, чтобы помолиться. Молиться можно и должно всегда, но для этого не нужно Церкви. Сам Христос говорит: Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф.6:6). В Церковь мы идем за любовью – чтобы получить и принять этот самый высший, но и самый трудный, самый, так сказать, невозможный из всех даров – Божественную любовь. И теперь, когда приближается в литургии момент полного нашего соединения с Богом в любви, Церковь напоминает, что соединение это может не произойти, если мы не возлюбим друг друга. Апостол Иоанн говорит, что невозможно любить Бога, которого мы не видим, если не любим брата, которого видим. И вот в целовании мира Церковь являет, осуществляет, актуализирует себя как союз или, по чудному слову русского богослова Хомякова, как «организм любви».

Любовь Христова, соединяющая нас с Ним, соединяет нас и друг с другом.

И только это единство любви делает нас способными в единомыслии, «единым сердцем и едиными устами» исповедать нашу веру. Провозглашение Символа веры есть последнее приготовление к освящению принесенных Даров. В этом акте Церковь являет и исповедует себя как нерасторжимое единство любви и веры, ибо вера – от любви к Христу, а сама любовь – от веры, ибо невозможно знать Христа и не жить Его любовью.