08.03.2022

Протопресв.Александр Шмеман. Целование мира и исповедание веры.ч.3

Шмеман.jpg
Итак, теперь, когда все подготовлено к центральному моменту Божественной литургии, диакон призывает нас: Станем добре, станем со страхом... святое возношение в мире приносити. «Станем добре» в буквальном переводе означает «Будем стоять хорошо». Это не просто призыв к порядку или даже к миру душевному, к внутренней сосредоточенности, но нечто гораздо большее. «Хорошо» – то самое слово, которым Бог, согласно Библии, благословляет Свое творение: И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1:8). Но это хорошо помрачилось злом и грехом. Богосозданный мир стал царством страдания и смерти, долиной печали и слез. И что же есть Церковь, как не возвращение к этому изначальному, к этому вечному хорошо? Что есть вера, как не знание душой, что победа над злом и смертью уже совершилась изнутри и воскресший Христос открыл нам доступ к этому Божественному хорошо и что здесь, сейчас, за этой литургией, дарованы будут нам сила, свет и радость Царства Божия, которое, по слову Христа, уже пребывает внутри нас (см.: Лк. 17:20)?

Но тогда понятно, почему вслед за этим хорошо немедленно говорится о «страхе». О нет, это не тот томительный страх, которым пронизано и порабощено все в мире. Призывая нас стоять «со страхом», Церковь подразумевает страх Божий – состояние души, прикоснувшейся к надмирному, вечному, святому, сознающей свое недостоинство и этим блаженным страхом себя очищающей.

Итак, все готово теперь к тому, чтобы нашими руками, нашим сердцем, нашей любовью принесена была жертва хваления.