08.03.2022

Протопресвитер Александр Шмеман. Елицы вернии. ч.1

Шмеман.jpg
В нашем объяснении литургии, начатом в прошлых беседах, мы подошли к моменту, когда в ней совершается как бы некий перелом.

Я говорил уже, что первая часть литургии, еще и сейчас называемая «литургией оглашенных», за которой по преимуществу читается слово Божие и произносится проповедь, заканчивалась в древности удалением из церкви оглашенных – тех, кто уверовали во Христа, но еще не принял крещение. Вслед за ними покидали собрание и «кающиеся», то есть временно отлученные от участия в таинстве. В одном из древних текстов литургии мы находим такой призыв диакона: «Пусть никто из оглашенных, никто из тех, чья вера не тверда, никто из кающихся, никто из нечистых не приближается к Святым Таинствам!» С этого момента в собрании остаются, таким образом, одни верные, т.е. члены Церкви в полном смысле этого слова, и все они призываются теперь общей молитвой подготовить себя к главному священнодействию литургии – к приношению хлеба и вина.

«Елицы вернии» – только верные. С этих слов, повторяю, в службе совершается перелом, значение которого необходимо понять, ибо в нем раскрывается сама сущность Церкви. В наше время двери храма открыты в продолжение всей литургии, и войти туда может кто угодно в любое время. Ибо литургия со временем стала восприниматься как служба, совершаемая в алтаре священником для мирян, участвующих в ней индивидуальной молитвой, иногда причащением. Но быть может, пора вспомнить, а в наше время, когда христианство снова преследуется больше, чем когда-либо, что литургия по самой природе своей есть собрание закрытое и что в собрании этом все до единого посвящены, все служат, все участвуют – каждый на своем месте и в своем звании – в едином священнодействии Церкви.

А вспомнить это нужно потому, что не только далекие от Церкви люди, но и сами христиане очень часто воспринимают свою веру как удовлетворение потребности, отчасти эгоистической, в защите и утешении. Но призывая всех к Себе, Христос говорил: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин.12:26). Он заповедал поступать в мире как Он. И говоря о Церкви – т.е. о единстве верующих в Hero, учил о ней как о служении Богу и людям, видел ее назначение в жертвенной любви. И литургия, как будет видно дальше, есть та главная, центральная служба, в которой мы снова слышим и принимаем этот призыв, снова посвящаем себя Богу и Его делу в мире. Иными словами, мы приходим в Церковь не только затем, чтобы получить от нее нечто, но прежде всего затем, чтобы отдать себя Богу, то есть посвятить себя Его любви, Его учению, Его заботе о ближнем. В этом смысл наименования «верные», которое дается Церковью ее членам. Ибо «верные» – это не просто верующие, но и хранящие верность той вере, весь смысл κοτο­рой в самоотдаче и служении. И поэтому истинно православное учение о Церкви различает духовенство и мирян не в том смысле, что одни активны, а другие пассивны, одни властвуют, а другие подчиняются, одни учат, а другие учатся, а в том, что через возглавление, научение и служение духовенства каждый мирянин находит свое место, свое служение в общем деле Церкви – в деле Христовом.