08.03.2022

Протопресвитер Александр Шмеман.Принесение даров. ч.1

Шмеман.jpg
 Собрание, общая молитва, чтение слова Божия, проповедь, а теперь и принесение к алтарю, полагание на престоле даров, хлеба и вина, – такова последовательность главного богослужения Церкви, которое издревле называется Божественной литургией.

Эту последовательность можно описать и так. Вначале, как основа всего, – собрание, и, значит, единство, но не по какому-то человеческому, земному и потому неизбежно ограниченному принципу, а в Боге и для Бога, для встречи с Ним, ибо в Боге, во Христе – единство любви. И это потому, что Христова заповедь о любви – первая и основоположная заповедь для Церкви. Где нет любви, где действует и собирает нелюбовь, там нет Бога и Христа, сколько бы ни было там «религиозных обрядов». Об этом мы должны напоминать себе неустанно, ибо в самой религии может восторжествовать, и так часто, увы, торжествует наш эгоизм, наша обращенность на себя. И тут на все времена даны удивительные слова апостола Павла из Первого послания к коринфянам: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы (1Кор.13: 2–3).

Итак, сперва любовь и потому единство, и потому собрание, затем молитва, и это, как мы уже знаем, молитва любви, объемлющая собою и Церковь, и весь мир, затем слово Божие – учение о Христе, речения Самого Христа, в которых Его благая весть, Его заповеди, Его призыв, и все это снова и снова как безмерная, нескончаемая любовь, обращенная на нас и нам даруемая.

И вот теперь приношение, дар – наша жертва Христу и Богу. Я начал с единства, собрания и любви, Божественной и человеческой, потому что только по отношению к ним, только в их свете возможно понять подлинный смысл этого приношения, этой жертвы. Ибо очень многие, в том числе верующие, не понимают смысл этого акта, не чувствуют в нем нужды. Поэтому нужно спросить: что происходит, когда медленно, при торжественном пении хора выносит священник боковыми дверями алтаря Святые Дары – хлеб и вино, а затем снова вносит их через царские врата в алтарь и полагает на престоле? В чем смысл этого, как называет его Церковь, Великого входа? Если это наш дар Богу, то для чего он нужен? Язычники, те хотя бы воображали Бога каким-то ненасытно-жадным деспотом и приносили ему то, что сами считали наиболее драгоценным, – золото, серебро, лучших животных и даже людей. Но к чему эти простые и смиренные дары, хлеб и вино, христианскому Богу – Богу любви? А между тем смысл Великого входа именно в принесении Ему даров, в принесении жертвы.