08.03.2022

Протопресвитер Александр Шмеман. Слово Божие. ч.1

Шмеман.jpg
Продолжая начатое в прошлых беседах объяснение Божественной литургии, мы подходим сегодня к той ее части, что посвящена чтению Священного Писания и проповеди.

В древние времена литургия очень отчетливо делилась на две части. За первой могли присутствовать все уверовавшие в Христа, но еще некрещеные. Их называли «оглашенными», так как до принятия крещения они должны были пройти длинный период оглашения – обучения основам христианской веры. Отсюда и первая часть литургии, посвященная научению, называлась, да и теперь еще называется «литургией оглашенных», в отличие от «литургии верных», то есть крещеных, к которой мы перейдем в дальнейшем.

«Слово Божие» – выражение это издавна служит камнем преткновения и соблазна. Соблазн и недоверие вызывает у неверующих прежде всего сама уверенность христиан в том, что одна книга, один сборник текстов столь разительно отличается от миллионов других человеческих книг тем, что содержит в себе слово Самого Бога. А с тех пор как ученые – филологи, лингвисты, историки, археологи – раскрыли, так сказать, «естественную историю», иначе говоря, установили последовательность создания этой книги, выявили разночтения в рукописях и т.п. – соблазн этот еще больше усилился, и антирелигиозная пропаганда вообразила, что она торжествует победу. Поэтому так важно остановиться на том моменте литургии, когда происходит чтение Евангелия, и попытаться понять, какой смысл вкладывают сами христиане в утверждение, что книга эта, несмотря на все попытки развенчать ее как «просто человеческий документ», есть слово Божие.