08.03.2022

Протопресвитер Александр Шмеман. Слово Божие. ч.2

Шмеман.jpg
Христиане всегда признавали и признают Библию сборником текстов, написанных в разное время разными авторами, отражающих эпоху, когда они создавались, индивидуальные черты авторов и непосредственные нужды тех, для кого предназначались. Так, читаемые за литургией книги Нового Завета – тексты эти представляют собой запись апостольской проповеди о Христе. Это относится и ко всем четырем Евангелиям, и к Деяниям апостолов (т.е. к повествованию об их миссионерских трудах), и к Посланиям – письмам апостолов конкретным христианским общинам или отдельным лицам. Христиане признавали и признают, что книги эти можно изучать, как и другие письменные памятники прошлого, и что во многом они не избежали общей судьбы таких памятников – ошибок при переписке, разночтений, утраты древнейших рукописей и т.п. Христиане, повторяю, верят, что книги эти имеют свою «естественную историю».

Но вот Церковь говорит нам, что это человеческое писание есть слово Божие и, значит, не только человеческие слова о Боге, но и слово Самого Бога, обращенное к нам; не только запись истины, но сама истина; не только авторитетный источник наших сведений о Христе, но и вечный источник веры, знания жизни. Слово Божие в слове человеческом, или слово богочеловеческое. И слово это Церковь не просто читает – она им живет. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63), – учит Христос. И дальше: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную (Ин.5:24).

И вот что важно: доказать это нельзя. Извне это неубедительно, как неубедительны красота и единственность человека, которого мы любим, для того, кто не испытывает к нему такой любви. Ибо Божественность Писания становится очевидной лишь изнутри, а «изнутри» – это и означает: во время чтения его в Церкви или в собрании верных. Мы верим и знаем: когда мы собраны во имя Христа, Он Сам присутствует среди нас и мы слышим Писание как Его слово, обращенное к нам. В этом чтении (таков вечно обновляемый опыт Церкви) с нами говорит, сегодня и здесь, Сам Христос. И сердце наше горит в нас, узнавая Говорящего, как горело оно у учеников на пути в Эммаус, когда, по рассказу евангелиста Луки, таинственный Спутник объяснял им Писание. И только потом, вспомнив об этом горении сердца, они поняли, что с ними был Сам Христос (см. Лк. 24:15–32).